Девочка нашла свою спасительницу через 70 лет

Лидия Карелина ушла в лес к партизанам подростком. И освободила еврейских детей, которых фашисты везли в концлагерь
Мама, я вернусь!

Екатерина Глухова работала дежурной по станции Орша. Муж умер еще перед войной, и она осталась одна с четырьмя детьми. Когда узнала, что ее пятнадцатилетняя дочь Лида собралась к партизанам, заплакала:

– Дочка, ты же ничего не знаешь о жизни, никогда не воевала. Погибнешь!

– Я комсомолка, должна идти защищать нашу Родину, – ответила девочка.

С первых дней войны Орша оказалась в гуще боевых действий. Осенью 1941 года на железнодорожном узле начала действовать подпольная группа под руководством легендарного Константина Заслонова. Возглавлявший ранее комитет комсомола Министерства путей сообщения, он прибыл сюда, чтобы организовать подпольное сопротивление.





Несмотря на свои 90 лет, Лидия Тимофеевна бодра и весела. Особую радость ей доставляют встречи со школьниками. Чем только сегодня ни увлекаются молодые, но рассказы о геройствах своих дедов и прадедов по-прежнему слушают с интересом

Поначалу Лида расклеивала листовки, выполняла мелкие поручения. А потом Заслонов направил ее в Сенненский район, где начал действовать партизанский отряд «Истребитель».

Первый его состав насчитывал четыреста бойцов. И среди них было лишь три девушки – радистка, медсестра и разведчица. Самая рискованная роль досталась Лиде – 

именно она занималась разведкой. До опасных операций ее допустили не сразу.

– Два месяца училась стрелять, работать с рацией, минировать. Только после этого перед строем партизан приняла присягу и стала полноправным бойцом.

На долю Лидии и ее боевых друзей выпало немало испытаний. Они постоянно находились в окружении, не хватало оружия, боеприпасов, еды...

Подросток-диверсант

Через некоторое время Лидия превратилась в настоящего диверсанта, создававшего большие проблемы фашистам. Скрытно пробиралась к железнодорожным путям, собирала данные о продвижении вражеских частей. Минировала склады, пускала под откос поезда.

Хрупкая девушка была вооружена ППШ. Вместе с барабанным магазином он весит более пяти килограммов. Однажды друзья-партизаны отбили у противника оружие и по-джентльменски отдали ей легкий немецкий автомат.

– Дружба в отряде была необыкновенная, – говорит Лидия Тимофеевна. – Знаете, как берегли своих трех «сестренок» партизаны? Сейчас любят мазать черными красками воевавших девушек. Так вот скажу: за все время я не слышала от бойцов ни одного грубого слова. Очень ценили наши чистые души, искреннее стремление бороться с врагом до полной победы.

Особая страница в истории оккупации Беларуси – уничтожение евреев. Сразу же после того, как войска вермахта вступили в Оршу, здесь было организовано еврейское гетто.

– Нам поступило известие, что немцы согнали в два вагона еврейских детей для отправки в концлагерь в Германию. В два часа ночи поезд совершил остановку, и мы, обезвредив вражеский пост, вскрыли вагоны и вытащили оттуда всех ребят. Видели бы вы их лица в тот момент!


Лидия Карелина воевала в отряде знаменитого Константина Заслонова. Памятник ему установлен в Орше

В огненном кольце

Константин Заслонов был человек необыкновенной храбрости, честный и добрый. Все очень горевали, когда он погиб 14 ноября 1942 года.

– Заслонов с товарищами проводил очередную спец-операцию и попал в засаду, – 

вспоминает Лидия Тимофеевна. – С ним в ловушку попал и мой товарищ Витя. По возрасту он был, как я. Все говорил мне, что, когда война закончится, я буду у него самая любимая девушка. Они все там погибли...

В конце 1942 года предатель Андрей Власов в письме немецкому командованию предложил организовать Русскую освободительную армию. Формировать подразделения РОА начали в 1943 году.

– Нашлись предатели, – вспоминает ветеран. – Власов обратился к Гитлеру: «Я истреблю всех партизан со своей армией». Адольф ответил ему: «Если ты это сделаешь, я тебя награжу крестом!» И Власов пошел нас уничтожать.

Была брошена огромная армия немцев и власовцев. Партизан взяли в кольцо в непроходимых болотах Витебской области.

– Мы были в окружении семь недель, – Лидия Тимофеевна говорит об этом времени с содроганием. – Начался голод. А власовцы еще и издевались, говоря, что мы от него «все подохнем». К нам изредка прилетали самолеты У-2 и сбрасывали мешки с сухарями. Делили поровну каждый кусочек, сберегали каждую щепотку соли.

Руководство партизан, запертых в болотах, запросило помощь из центра, и было принято решение о наступлении Третьего Белорусского фронта. Открылся узкий коридор, по которому можно было выйти из окружения. Но немногие смогли им воспользоваться, большинство уже погибли.

– Помню, как мы впервые увидели наших солдат. Они нас радушно встретили, надавали нам хлеба, консервов. А мы голодные, оборванные, измотанные до предела...

А дальше была жизнь

– Вскоре я встретилась с мамой. Она заплакала, когда увидела, что я худая как щепка, – говорит Лидия Тимофеевна.

Бойцы отряда «Истребитель» решили продолжать наступление вместе с Красной Армией, однако Лиду дальше не пустили. «Давай-ка учись», – дали ей наказ старшие товарищи.

Лида пошла работать на железную дорогу, параллельно училась. Впрочем, в Орше девушка пробыла недолго, скоро ее отправили в Кенигсберг, в распоряжение коменданта города. Здесь она и встретила своего будущего мужа – майора Карелина, дошедшего до Берлина. С ним в 1948 году приехала в Москву.

Вместе бывшие фронтовики прожили большую жизнь. Лидия Тимофеевна отдала сорок лет Московской железной дороге. Дочь Татьяна работала в «Останкино» с такими звездами, как Влад Листьев.

История с продолжением

Встреча с пленницей из «того самого» вагона

Лидии Карелиной сейчас девяносто лет. Есть орден Отечественной войны II степени, медаль «Партизану Белоруссии» I и II степени и другие награды. А не так давно к ним добавилась и медаль «За освобождение Белоруссии», которую вручили в посольстве в Москве.

– Не жалею ни о чем, – говорит Лидия Тимофеевна. – Я делала то, что велели мне мои долг и совесть. Сейчас слово «патриот» почти бранное. А мы были безоглядными патриотами.

В наши дни получила продолжение история с вызволенными из вагонов детьми. Одна из спасенных еврейских девочек выросла, переехала в Израиль. В памяти отпечаталось, что ее спасла девушка-партизанка. Она долго искала ее и... нашла!

– В 2009-м мне позвонили из израильского посольства и пригласили на встречу воинов-ветеранов России и Израиля, – рассказывает Лидия Тимофеевна. – На торжестве ко мне подошла женщина.

– Вы меня, конечно, не узнаете. Вы меня освободили из фашистского поезда. Я пленница из того самого вагона. Концлагерного...

– Мы и видели тогда друг друга совсем недолго, – говорит Л. Карелина. – Но было ощущение, что родные.

Что же касается Константина Заслонова, то в Орше ему поставили памятник. Его именем названы улицы многих городов в Беларуси и России.

Николай Алексеев
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter