В Гродно арестован извращенец, который пять лет насиловал дочь

Девочка и чудовище

Эта семейная история предстала во всех своих шокирующих подробностях, после того как повзрослевшая девушка, преодолев стыд и страх, сама рассказала о ней матери. Домогательства отца она терпела с двенадцати лет. При этом умудрялась хорошо учиться и скрывать свою душевную травму.



Сколько детей попадает в подобную ситуацию, доподлинно не известно. На обсуждение этой темы, которая в голове не укладывается у человека адекватного,  до недавнего времени в нашем обществе существовало своего рода табу. Первыми о ней открыто заговорили психологи. Их шокирующие исследования подняли на поверхность такие факты: дети-жертвы в 10 раз чаще совершают попытки суицида, чем их сверстники. У 85 процентов  взрослых пациентов психиатрических клиник выявляется история сексуального насилия в детстве. Был развеян и миф о маньяках, на которых удобно списывать  грехи так называемым близким людям. В общей сложности на долю отчимов, дядей, братьев, отцов, дедушек приходится 35—40 процентов изнасилований, еще половина происходит по вине друзей, для которых радушно открыты двери родительского дома. Вывод сделали такой: почти в 90 процентах случаев преступник хорошо известен ребенку, и только 10 процентов изнасилований совершается незнакомцами.

Увы, подобная мерзость происходит не где-то далеко за океаном, а совсем рядом. Бесстрастная статистика уголовных дел свидетельствует о том, что насилие со стороны родителей явление хоть и редкое, но от того не менее страшное. В прошлом году на Гродненщине  7 несовершеннолетних подверглись сексуальным домогательствам отцов и отчимов, с начала этого года таких фактов уже четыре. И это только известные. В одной из семей, например, отец насиловал

11-летнего сына, за что поплатился 11-ю годами лишения свободы.

Самое ужасное в подобных ситуациях — это молчание детей. Многие из них хранят эту жуткую тайну всю свою искалеченную жизнь. Психологи утверждают, что  самые маленькие жертвы молчат потому, что не понимают произошедшего или считают это нормой, поскольку так поступает родной человек. Подростки молчат, потому что стыдятся, боятся разрушить семью и причинить боль близкому.

Светлана Нанкевич, старший помощник прокурора Гродненской области, говорит, что в ходе следствия выясняются неожиданные детали:

— Ни в одной из семей, где дети пострадали от биологических родителей, не было вопиющего неблагополучия. Оказалось, что отцы-преступники ранее ни в чем предосудительном не были замечены. Ни соседи, ни жены, ни педагоги — никто не мог даже усомниться в безупречности их нравственного облика.

Ну чем не волки в овечьей шкуре? Как же нужно вторгнуться в хрупкую психику собственного ребенка, чтобы парализовать его страхом? Недавно всплыла подобная история в Мостовском районе. Девочка, узнав, что отца-извращенца будут судить за его грязные дела, плакала навзрыд и просила не делать этого, потому что она папу любит.

Светлана Нанкевич считает, что подобное как раз  можно предотвратить:

— Здесь уместен упрек в адрес государственных органов, которые должны были знать о положении детей в таких семьях, но не заметили этого. Возможно, бдительный контроль за сожителем-пьяницей помог бы избежать насилия с его стороны.

Немалую долю подобных преступлений совершают отчимы. Следователи даже составили психологический портрет такого преступника. Это злоупотребляющий спиртным любимый мужчина матери. Сама семья скандальная: ссоры, чередующиеся с примирением, вызовы милиции

А что же матери, у которых словно пелена на глазах? Часто дети молчат о поступках извращенца-отца или отчима, потому что боятся нанести удар любимой  маме. Однако та же бесстрастная статистика раскрытых преступлений свидетельствует о том, что есть и такие матери, которые либо делают вид, что ничего не знают, либо махнули на происходящее рукой. Чаще всего это действительность асоциальных семей. На этот счет у старшего помощника прокурора есть обоснованное мнение:

— Кроме моральной, у нас нет другой ответственности матери, сожитель которой систематически применял сексуальное насилие в отношении ее дочери или сына. В целях защиты детей видится необходимым данные нормы законов скорректировать. Совершенно оправданными являются находящиеся на рассмотрении в Парламенте изменения в Уголовный кодекс, в которых предполагается ужесточение уголовной ответственности за преступления против половой неприкосновенности подростков. 

Официальная статистика сексуальных преступлений в отношении детей — это лишь вершина айсберга. Согласно опросу, который провел в Санкт-Петербурге известный сексолог Игорь Кон, 39 процентов  девушек и 8 процентов  юношей в возрасте

17 лет считают себя жертвами сексуального насилия. Чаще всего изнасилованиям подвергаются подростки, однако не менее четверти случаев приходится на долю детей младше

7 лет. Увы, как уже говорилось, миф о сексуальном маньяке далеко не во всех случаях имеет место.

Если вдуматься в цифры, становится понятным, что замалчивать эту страшную тему нельзя. Дети не могут самостоятельно вырваться из кошмарного замкнутого круга. Далеко не все способны раскрыть истинную сущность отца-насильника, став взрослыми, как это сделала гродненка. Если все, что  рассказала девушка, окажется правдой, 45-летнему извращенцу грозит до десяти лет тюрьмы. Может ли для других  подобное быть безнаказанным?


  МНЕНИЕ 

воронко 500 (2).jpgМаксим Воронко, главный врач Гродненского областного  клинического центра “Психиатрия-наркология”:

— Насилие в любой сфере человеческой жизни — показатель неблагополучия. Сексуальное же насилие — показатель высокой степени агрессии и жестокости в сочетании с неуверенностью и страхом. Также этот феномен присущ людям с дефицитом моральных качеств.

Чтобы предотвратить подобное и вовремя вывести детей из замкнутого круга, прокуратура Гродненской области инициировала создание общественного совета, который берет эту проблему под свой контроль. В его состав вошла и психиатрическая служба. Нужно найти способы объяснить ребенку, что если взрослые сделали с ним то, на что права не имели, надо рассказать об этом людям, которым доверяешь, и как можно раньше.



Признаки сексуального насилия в семье

Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка: 
 
• замкнутость, изоляция, уход в себя;
• депрессивность, грустное настроение;
• отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
• частая задумчивость, отстраненность;
• трудности в общении с ровесниками, избегание общения с ними, отсутствие друзей своего возраста;
• отчуждение от братьев и сестер;
• терроризирование младших и детей своего возраста.

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

• неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
• ухудшение успеваемости;
• пропуски уроков;
• уход из дома (характерно для подростков).

Изменения самосознания ребенка:

• падение самооценки;
• мысли о самоубийстве, попытки самоубийства;
• боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком.


infong@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter