Нужны ли в школах “сексуальные” предметы

Детям это не Игрушка

В Торонто прошла самая масштабная за всю историю Канады забастовка родителей школьников. Более 35 тысяч учеников в знак протеста и несогласия с насаждаемой правительством программой сексуального образования неделю не ходили на уроки.



Среди еще более или менее прилично звучащих пунктов новой программы — посвящение шестилетних детей в “теорию полов”, согласно которой разделение на мальчиков и девочек может быть чисто условным, главное — кем ребенок сам себя ощущает. Плюс обязательные рассказы о “приятном пути познания своего тела” и “развенчивание мифов об опасности абортов”.

Что касается остальных сексуально-просвещенческих идей, растиражированных СМИ, то еще десять лет назад о том, что сегодня пропагандируют специалисты в сфере образования канадской провинции Онтарио, можно было прочесть разве что в иллюстрированных порнографических журналах. При этом премьер-министр провинции Кетлин Уинн со своей командой полагают, что таким образом проявляют заботу о подрастающем поколении: хотят снизить уровень подростковых беременностей, объяснить детям, что нельзя кого-то склонять к сексу без согласия, нельзя дразнить по признаку половой ориентации.

Однако аргументы чиновников растворились в массовом возмущении религиозно настроенных родителей. 800 активистов многонациональной общины в Торонто митинговали перед зданием парламента Онтарио, требуя от властей отказаться от новой программы сексуального образования. К протестующим родителям присоединились депутаты и общественные деятели, инициативу Кетлин Уинн активно критиковали газеты. На что премьер, разведенная мать троих детей, живущая с ними и со своей партнершей-лесбиянкой в одном доме, громогласно заявила: все протестующие — просто гомофобы!

Кстати, совсем недавно в Торонто состоялся суд над бывшим замминистра образования Онтарио профессором Беном Левиным, которого уличили в съемках и распространении детской порнографии. В 2009 году, когда он был еще замминистра образования, это ведомство возглавляла Кетлин Уинн. Как заявлял Левин, новая секспрограмма была для них обоих приоритетом. Они уже пытались ввести ее в 2010 году, но христианские организации подняли шум, мобилизовали родителей и этот номер не прошел.

Но если уж вести речь о перегибах, то уместно будет признать: недостаток образования в сфере половых отношений ничуть не лучше, чем его избыток. В Беларуси о проблемах сексуального воспитания детей и подростков говорят давно, правда, до канадских инициатив дело вряд ли дойдет. Но факты куда красноречивее педагогов, краснеющих при слове “секс”: треть наших подростков до 15 лет уже имели сексуальный опыт, а почти тысяча несовершеннолетних девушек в прошлом году стали мамами. Так что необходимость сексуального просвещения детей очевидна.

— Мы встречались с Пашей два года, он все уговаривал меня переспать с ним. Паша казался таким мужественным, я полностью доверяла ему. Загадала, что это произойдет в день моего рождения. Родителей уговорила уехать на дачу, сказала, что в доме будет вечеринка. Но праздник мы отмечали вдвоем с Пашей. Все случилось так глупо. Мы не знали, как это все надо правильно делать. И мой первый сексуальный опыт закончился беременностью. Врачи категорически отказались делать аборт, сказали, что после него я больше не смогу иметь детей. Мы переехали в другой город. После родов я написала отказ от своего ребенка, и мама с папой оформили мою дочь на себя. Сейчас мы живем все вместе, я учусь в университете. Пятилетняя Полина уверена, что я ее старшая сестра, — рассказала на приеме у психолога Кира, которой еще не исполнилось и двадцати.

Конечно, современные подростки могут дать фору своим родителям по количеству просмотренной в интернете порнографии. Но это вовсе не означает, что они готовы говорить о сексе. А тем более заниматься им. Результат хаотичного поглощения интернет-солянки из садомазороликов, советов сомнительных специалистов и подростковых секс-форумов — далеко не обнадеживающая ситуация с репродуктивным здоровьем подрастающего поколения.

Впрочем, наша программа среднего образования предусматривает несколько курсов с элементами сексуального воспитания. К примеру, медицинские работники читают школьникам лекции о репродуктивном здоровье. Однако даже в Минздраве обращают внимание на то, что далеко не все специалисты такого рода подготовлены к работе с молодежью. Да и сами подростки не всегда адекватно воспринимают информацию из уст медиков.

— Мы с подружками один раз сходили на такой факультатив, больше не хочется, — делится своими впечатлениями в соцсети десятиклассница минской школы. — Строгая пожилая тетя начала объяснять, как пользоваться презервативом. Парни хихикали, задавали дурацкие вопросы. Девчонки краснели. Да и сама “лекторша” очень стеснялась. В общем, впечатление так себе. Больше на такой факультатив не пойдем. Хотя на самом деле хотелось спросить о многом. О противозачаточных таблетках, например. Когда стоит начинать сексуальную жизнь? Мне уже 16, а я до сих пор девственница.

Когда речь идет о сексуальности, мнение взрослых для современных подростков не является авторитетным, признают психологи. 14—15-летним проще говорить на эти темы с теми, кто старше их на два-три года, не больше.

— Очень важно выбрать правильный образовательный подход к этой тематике, — отмечает заместитель представителя Фонда ООН в области народонаселения (ЮНФПА) Елена Касько. — Наши специалисты уделяют большое внимание вопросам здорового образа жизни, включая такие важные аспекты, как сексуальное и репродуктивное здоровье молодежи. Совместно с Академией последипломного образования ЮНФПА реализуется проект по внедрению в школах метода “равный обучает равного”. Его суть в том, что подростки сами выступают в роли преподавателей. Но наш проект охватывает лишь 3% школ, хотя и это уже значительный шаг.

— Сексуальное просвещение и воспитание детей и молодежи с помощью обязательных программ, включающих лекции и семинары, — неэффективная мера профилактики ранней сексуализации и низкой сексуальной культуры у подростков, — поделился своим мнением психотерапевт-сексолог, специалист Республиканского сексологического центра Василий Шевляков. — Во-первых, из-за отсутствия грамотно разработанных программ сексуального воспитания с учетом критериев возраста, психосексуального и индивидуального развития и ряда других важных факторов. Во-вторых, из-за острого дефицита специалистов в области детской и подростковой сексологии, которые могут заниматься профессиональным просвещением, ориентированным на детско-подростковый контингент слушателей. 

В большинстве своем современные родители, педагоги и социальные работники не способны грамотно преподносить детям подобную информацию. Более того, зачастую такая информация интерпретируется в корне неверно, пагубно для подростков. Преподавать этот важный предмет должны специалисты, подготовленные в сфере сексологии. 

И самое главное — необходимо заниматься активным сексуальным просвещением взрослого населения, которое является примером для подрастающего поколения.

konopelko@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter