О причинах детского алкоголизма и его профилактике «Р» рассказывает врач-нарколог диспансера Людмила Шпаковская

Детство в граненом стакане

Алкоголизм. Диагноз, который никак не ассоциируется с ребенком. Сложно представить, но есть дети, которые топят свое детство на дне бутылки. Прикладываются с десяти лет. Только представьте: в городском  наркологическом диспансере Минска под наблюдением врачей-наркологов подросткового отделения — более четырех тысяч несовершеннолетних. Чаще всего школьники пьют пиво. Именно этот напиток — первое пристрастие на пути к алкогольной зависимости. О причинах детского алкоголизма и его профилактике «Р» рассказывает врач-нарколог диспансера Людмила Шпаковская.

Папа чаще присутствовал в фантазиях Игоря, чем в реальности. Школьник жил с мамой и бабушкой. С их слов образ отца получался не очень светлый. Но когда Игорю исполнилось десять лет, ему пришлось переехать к папе. У отца давно была другая семья. Отношения с сыном не заладились.

Впервые к врачу-наркологу Игорь попал в шестом классе. Мальчик нюхал клей. После занятий со специалистом он остепенился — перестал вдыхать токсические вещества. Но в восьмом классе снова попал на учет в наркологический диспансер. На этот раз виновником стал алкоголь. У отца и мачехи подросток не вызывал ничего, кроме раздражения. Школьник пил все больше, увязая в этом болоте. Однажды, чтобы достать спиртное, он, пьяный, взломал ларек. Его посадили.

Для врача-нарколога Людмилы Аликовны такие истории нередки: «Это тот случай, когда могла помочь только семья, но не помогла. Микросоциум, среда, в которой растет ребенок, один из факторов риска. Нередко именно под присмотром родителей подросток впервые пробует алкоголь. Он понимает: раз разрешено, значит, не вредно. К сожалению, редко мама и папа, воспитывая ребенка, делают акцент на том, чтобы привить своему чаду отрицательное отношение к алкоголю. У нас не воспитывается культура пития. В большинстве случаев дети пробуют спиртные напитки в 10—11 лет».

Когда же впервые в жизни ребенок возвращается домой с запахом алкоголя, родители, как правило, кричат. И это, с точки зрения специалистов, неправильная реакция. «Очень важно, чтобы семья поняла, почему сын или дочь попробовали алкогольный напиток, — отмечает доктор Шпаковская. — Необходим спокойный разговор. Возможно, ребенок не умеет говорить «нет», когда ему наливают, или любопытство. А может, это способ снятия стресса? Нередко школьник участвует в выпивке, потому что боится быть не принятым сверстниками». Исходя из полученных ответов необходимо решить: достаточно объяснений и разговоров или необходимо обратиться к специалисту — психологу, психотерапевту, наркологу. Нужно объяснить, что есть алкогольные напитки и существует культура их употребления. Надо обучить, как справляться с трудностями без алкоголя, наркотиков, никотина. 

Важно, чтобы ребенок был занят, более того, чтобы это занятие ему нравилось. Иначе посещение секций и кружков будет пустой тратой времени. Кроме того, следует понимать, что не каждый может быть отличником. Тогда задача родителей найти такое занятие ребенку, в котором он преуспел бы, и это поднимет его самооценку, придаст уверенности в себе. Тяжело удержаться на плаву среди сверстников, когда ты отстаешь. А если подросток не оправдывает еще и надежды родителей на высокую планку, он будет искать поддержку не у родителей, а среди друзей, в компании, чаще асоциальной. И будет искать способы, чтобы справиться с состоянием такого неприятия.

Как же дети попадают в наркологический диспансер? В основном задерживает милиция. Или в состоянии алкогольного опьянения, или за распитие спиртного в общественном месте. Иногда обращаются сами родители.


Не зря говорят: самое лучшее время — сейчас. Первый случай — это и первый звонок, чтобы обратиться  к специалисту. «Конечно, единичная ситуация — еще не алкогольная зависимость, — успокаивает Людмила Аликовна. — Заболевание вызывается комплексом  факторов: наследственных, биологических, психологических, социальных».

Ощущение недолюбленности и невнимание — вот что чаще всего побуждает ребенка взять в руку стаканчик с дурманящим напитком. Поэтому специалисты во время консультаций с родителями постоянно твердят: лучше не купить чаду лишнюю вещь или лакомство, но уделить ему больше времени. Дефицит общения — основная причина раздора с родителями.

«Мне — 40, ему — 12, и я буду под него подстраиваться?!» — восклицает мама на приеме у врача-нарколога. Родители не всегда хотят меняться, поэтому взваливают всю ответственность за произошедшее на подростка.

Доктор Шпаковская высказывает боль своих пациентов: «Детей не слышат и не хотят услышать. А употребление алкоголя — это ведь еще и способ обратить на себя внимание. Например, родители разводятся, ребенок страдает, он пытается справиться с состоянием потери самого ценного для него — семьи. Чем он может заглушить эту боль? Что проще всего найти? Алкоголь. А родителям не до него, у них выяснения отношений, собственные проблемы. А когда сын или дочь начинают выносить вещи из дома, чтобы продать их и выпить или уколоться, вот тогда, наконец, ребенка замечают».

Как же быть? Где выход?

— Основная установка в воспитании должна быть на то, чтобы ребенку не хотелось пить спиртное. Родители пытаются лечить анонимно, обращаются к психологам или сомнительным целителям. Вот пример. Приходит к нам мама тринадцатилетней девочки. Дочка попала в больницу после передозировки. Оказывается, девочка на наркотиках полтора года. Мама замечала, что с ней что-то не так, обратилась к психологу. Ей ответили, что это проблемы переходного возраста: перерастет. Не надо бояться врачей-наркологов, которые знают специфику зависимостей. Очень сложно доказать маме и папе, что они сами порой бывают провокаторами того, что их ребенок срывается. С родителями вообще намного сложнее работать, чем с детьми, у которых еще не сформирован мозг настолько, чтобы просчитать последствия своего поступка. Поэтому мы используем в работе разные методики. Ведь от алкоголизма не застрахован никто. Самое главное — это установка на самодостаточность. Чтобы ребенок был увлечен, чтобы у него была цель.

Насколько эффективна помощь специалистов наркологического диспансера?

— Из всех состоящих под наблюдением подростков, а их около 4 тысяч, только у небольшого количества нам не удается предотвратить развитие заболевания. С подростком работают нарколог, психолог, психотерапевт. Оказывается психологическая помощь несовершеннолетним из групп риска, проводятся с ними групповые занятия, социально-психологическая коррекция с целью формирования и развития личностных ресурсов и социально-адаптивных стратегий поведения.

Очень важно, чтобы родители тоже приходили с ребенком на прием к врачу, так как без них с проблемами подростка справиться сложно. Оказывается консультативная помощь членам семей подростков, в том числе анонимно.

Недаром говорят: проблемы детей — это нерешенные проблемы родителей. Очень важна профилактика. Она должна заключаться в осознании ценности своего здоровья. Надо принимать ребенка, подчеркивать его уникальность. Ему важно знать, что он всегда может обратиться за помощью к родителям. Здоровый образ жизни — это личный выбор каждого. Вот счастливая история. И таких немало. Одного мальчика мы наблюдали до 18 лет. Он попадался за алкоголь. А потом мама звонила и благодарила, что ему удалось избежать дурной компании. Вырос хорошим человеком. Отношение к спиртному спокойное.

ЦИФРА 

В 2014 году в стране с диагнозами алкоголизм и алкогольные психозы было зарегистрировано 26 человек в возрасте до 17 лет, 1036 человек — 18—19 лет, 9496 человек — 20—39 лет.

drug-olya@yandex.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter