Детство, хранимое древней обителью

Пустынский детдом и школа чудом спаслись от бед во время войны

Только чудом спаслись от бед во время войны воспитанники и работники Пустынского детдома и школы

2 октября Пустынский Свято-Успенский монастырь при содействии Мстиславского райисполкома Могилевской области организует на территории святой обители слет выпускников, воспитателей и учителей бывшего Пустынского детского дома и Пустынской общеобразовательной школы.

Еще лет десять назад на месте сегодняшнего Пустынского Свято-Успенского мужского монастыря были практически руины. В 2003 году началось возрождение древней святой обители.

Монастырь был основан мстиславским князем Семеном в 1380 году после чудесного исцеления его слепоты от целебного источника. Вблизи источника после прозрения явилась князю икона Божьей Матери, которая предрекла ему участие в великой битве. Несколько десятилетий спустя князь привел в монастырь для причастия и благословения на участие в Грюнвальдском сражении с крестоносцами свои полка. Во многом благодаря стойкости полегших в битве под Грюнвальдом в 1410 году воинов из полков мстиславского князя это сражение было выиграно.

Во времена вхождения Беларуси в состав Речи Посполитой монастырь был отдан униатскому Ордену базилиан. Его возвращение православным состоялось вновь в 1839 году. Октябрьская революция снова изменила состояние дел в Пустынке. После нее на территории монастыря в течение 45 лет располагался детский дом, а вплоть до 1978 года в одном из монастырских зданий работала школа.

Это было двойственное время в истории Пустынского монастыря. В 1919 году, пытаясь сохранить свое место в обители, монахи организовали трудовую коммуну, которая, тем не менее, по указу властей была распущена в связи с созданием детского воспитательного учреждения. Монахи были вынуждены окончательно покинуть святую обитель. Как вспоминают очевидцы, жить во встроенной в ограду монастыря маленькой часовенке остался лишь один иеромонах Филипп, которого постигла трагическая участь быть сожженным в ней заживо. Кто-то из богоборцев подпер двери часовенки в то время, когда там находился иеромонах, бросив в окно пылающий факел. От огня воспламенилась сухая пенька, из которой монах плел веревки, зарабатывая себе на жизнь.

Начало Великой Отечественной войны и дальнейшее отступление нашей армии привело работников Пустынского детского дома в некоторое замешательство. В сумятице отступления про Пустынский детский дом советские власти забыли.

Мальчишки из детдома, по воспоминаниям бывшей воспитанницы Нины Павловны Рабцевич (в девичестве Стародомская), ходили по деревням в поисках какой-нибудь еды. Иногда приносили из таких походов немного хлеба и картофельной шелухи.

Периодически ночные налеты на детский дом совершала местная полицейская команда, которая искала среди детей евреев. Ребят поднимали среди ночи, строили и допрашивали. «Однажды, — вспоминает Нина Рабцевич, — нагрянули эсэсовцы. Нас построили. Евреев попросили выйти из строя. Недолго думая, я выступила вперед и сказала, что у нас евреев нет. Тут же один из полицейских, присутствовших во время налета вместе с немцами, ударил меня маленьким молоточком, похожим на медицинский, по голове… Детей-евреев мы так фашистам и не выдали».

Ни во время отступления нашей армии в июне 1941 года, ни во время ее наступления в сентябре 1943 года на территории Пустынского детского дома и окрестных деревень никаких боев не было. Обитель словно хранила своих детей от тяжелых потрясений в сложные времена.

Весной 1942 года на территории детского дома заработала школа. Немцы разрешили учителям вести занятия с детьми по прежним учебникам, исключая из них упоминание о Сталине и Ленине и любую пропаганду. 1942/43 учебный год в Пустынской семилетней школе был полноценным. А сентябрь следующего учебного года ребята встречали уже при советской власти. После окончания войны за работу школы при немцах ее директор Павел Прудников был осужден на десять лет сталинских лагерей, где и умер.

В послевоенное время Пустынский детский дом был назван специальным. В него попадали в основном дети из семей погибших военнослужащих или из партизанской зоны. Школу в послевоенное время сделали средней. Но парней после окончания семи классов в основном направляли в ремесленные училища. От Минска до Магнитогорска, от Калининграда до Владивостока разъезжались выпускники Пустынского детского дома и школы.

Как и в любом детском коллективе, в этом детдоме было место плохому и хорошему, смешному и трагическому. Анна Казакова, воспитывавшаяся здесь в 1950—1958 годах вспоминает курьезный случай: «Дети иногда специально натирали себе махоркой глаза, чтобы их приняли за больных, которых отправляли в другой детдом. Некоторые думали, что там лучше. Но с возрастом все, что было в прошлом здесь, в стенах Пустынского детского дома, вспоминаешь с нежностью. Хорошо помню учителя рисования Ивана Павловича Архипова и его жену — учительницу Софью Павловну. В детдоме жил и учился и мой брат Николай. Он старше меня на два года. После семи классов он уехал учиться в ремесленное училище. Брат сейчас живет в Калининграде. Я – в Кричеве. Мы часто приезжаем в Пустынки, где прошло наше детство, хотя самим уже много лет. Очень хотелось бы увидеть тех, кто жил в детдоме вместе с нами: Гончарову Нину, Романенко Сашу, Толстыгину Тоню, Грибовскую Лиду».

В 1960 году Пустынский детский дом был расформирован из-за ветхости помещений. Власти тогда не слишком заботились о сохранности памятников архитектуры, и после закрытия детского дома и средней школы исторические строения Пустынского монастыря постепенно начали приходить в упадок.

Во многом благодаря тому, что в советское время на территории монастыря находились детдом и общеобразовательная школа, монастырские постройки сохранились практически полностью. Дети стали невольными хранителями древней обители, которая также хранила их жизни своей духовной светлостью в нелегкие времена.

В настоящее время от деревни Пустынки осталось только название. Разъехались жители, из-под земли видны лишь фундаменты их домов. Теперь название деревни принадлежит только святой обители. Сейчас на территории бывшего Пустынского детдома снова монастырь. А едут сюда, наряду с паломниками, и те, кто в годы существования детского дома и общеобразовательной школы жил и учился в их стенах, снова и снова возрождаемых из небытия…

На снимке: воспитанники Пустынского детдома и школы во время Великой Отечественной войны.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter