Детство — это я и ты

По традиции в самом начале лета отмечается Международный день защиты детей. Наших юных граждан 1 июня ждут праздничные шоу, концерты, сюрпризы и подарки. Но ведь не случайно даже в название этого дня заложено напоминание о том, что не у каждого ребенка, живущего на нашей планете, счастливое беззаботное детство. На этом мы и решили сделать акцент в беседе с директором представительства Международного детского фонда в Республике Беларусь Ириной МИРОНОВОЙ.

— Правильнее, на мой взгляд, было бы назвать этот день Международным днем защиты прав детей. На государственном уровне во многих странах права и меры по защите ребенка четко обозначены. Но, к сожалению, многие дети пока не чувствуют себя защищенными в собственных семьях.

— Вы имеете в виду семейное насилие над ребенком — рукоприкладство со стороны старших, асоциальную обстановку?

— И не только. Под понятие “насилие над ребенком” подпадает целый спектр поступков со стороны родителей, которые впоследствии могут наложить негативный отпечаток на будущую жизнь пока еще маленького человечка. Многие даже не подозревают, что безобидные, на первый взгляд, “воспитательные меры”, вроде грубых оскорблений и подзатыльников, тоже могут причинить серьезную психологическую травму ребенку. Привыкнув сносить такие унижения, он так и пойдет по жизни с заниженной самооценкой.

— С какого же возраста происходит формирование у ребенка отношения к окружающему миру?

— С первых месяцев его жизни. Многие считают, что в этот период кроха ничего не смыслит. На самом деле малыш получает впечатления, извлечь из подсознания которые уже невозможно. Если в семье все благополучно, он чувствует заботу, ощущает себя нужным, любимым. И наоборот, отсутствие внимания, ласки и любви порождает ощущение враждебности окружающего мира. К сожалению, приходится наблюдать, как молодые мамы порой грубо обращаются со своими маленькими детьми на улице, не стесняясь прохожих. Казалось бы, что их так раздражает, заставляя вымещать злость на крохе?

Подобное отношение со стороны взрослых порождает у ребенка по мере его взросления постоянную неудовлетворенность, вызывает постоянный стресс и, как следствие, отставание в развитии, неуспеваемость в школе. Дальше — конфликты с родителями, замечания учителей, насмешки ровесников. Ребенок ждет агрессии со стороны мира, платит ему тем же и так взрослеет, заменяя любовь близких и общение с ними уличными компаниями, алкоголем, наркотиками. Как следствие — подростковая преступность.

Сейчас на государственном уровне обсуждается вынужденная мера по созданию в Беларуси специальных судов для несовершеннолетних, а минимальный возраст постановки на учет предлагается уменьшить. Судьбы этих подростков в ста процентах случаев искалечены с детства в семьях.

— В нашей стране, как известно, существует ряд программ, которые обучают родительским навыкам.
А проводятся ли соответствующие исследования?

— Национальный статистический комитет провел исследование “МИКС 4”, зафиксировавшее, что 65 процентов наших детей в возрасте от двух до четырнадцати лет подвергаются тем или иным формам насилия в семье, и родители не считают, что в этом есть что-то плохое. При этом только восемь процентов родителей верят в эффективность физических наказаний.

— О чем может говорить такой разрыв во взглядах и поступках?

— У многих взрослых просто не хватает элементарных навыков воспитания. У мудрых родителей в случае если они не справляются с той или иной ситуацией, возникает понятие “я делаю что-то не так”, и они обращаются за помощью к психологам или педагогам.

— А как научить родителей правильно поступать в тех или иных обстоятельствах, не травмируя ребенка?

— Наш фонд предлагает для решения подобных проблем инновационную программу “Успешное родительство”. Ее цель — оказание поддержки родителям в построении конструктивных отношений с детьми без применения насилия. В основе программы три базовых курса: “От коляски до школы” (от 0 до 6 лет), “Умение быть родителем” (от 5 до 15 лет), “Для родителей подростков” (от 15 до 18 лет).

Занятия с родителями по этой программе проводятся в школах, детских садах, социально-педагогических центрах нашей страны уже более девяти лет и они показали высокую результативность. С 2005 года обучение прошли более восьми тысяч родителей из всех регионов Беларуси. Наши педагоги и психологи помогают рассмотреть ту или иную проблему дифференцированно. С мамами и папами они разыгрывают сценки, просматривают видео, моделируют разные жизненные ситуации. У родителей появляется возможность отработать такие навыки в общении с детьми.

— И результат уже заметен?

— Отзывы многих мам и пап, прошедших такие тренинги, говорят о том, что конфликтные ситуации в семье стали решаться гораздо мягче. Полученные знания благотворно сказываются на взаимоотношениях старших и младших детей.

Нам приходится общаться и с теми родителями, которые сами оказались в социально опасном положении. И если первый раз они приходят по принуждению, то затем, видя результат, с удовольствием посещают наши занятия.

— Вдвойне ответственно, когда в семье воспитываются приемные дети, которые по той или иной причине перенесли расставание с близкими людьми. С какими проблемами чаще сталкиваются приемные семьи?

— Большинство европейских стран прошли путь закрытия интернатных учреждений. Мы, пусть и позже, тоже пришли к выводу, что приемная семья — это лучше, чем детский дом. Не все, конечно, так гладко, как хотелось бы. Для ребенка его предыдущая семья, плохая она или хорошая, — это его мир. Для него трагедия, когда его забирают пусть даже и от нерадивой матери. В новом доме все ласковы, всюду чистота и порядок, вкусная еда, а ребенок замыкается в себе и все время ждет встречи с биологическими родственниками.

— И что в таких случаях советуют специалисты?

— Мы применяем семейно-ориентированный подход. Специалисты делают все, чтобы по возможности оставить ребенка в биологической семье. Их задача — помочь родителям поверить в собственные силы, исправиться.

Крайние формы проявления насилия и жестокое обращение — основной повод, когда государство вынуждено изъять детей из семьи. И если уж так случилось, мы советуем применять так называемое открытое усыновление, когда дети не теряют связи с родней — родителями, тетями, бабушками, дедушками.

— Какая, по вашему мнению, компетенция для приемных родителей является наиболее сложной?

— Приемные родители часто сталкиваются с трудностями. Они делают все, чтобы отогреть, полюбить ребенка, а он порой не “впитывает” их любовь. Здесь важно не ломать его, а научиться принимать таким, какой он есть. Для этого зачастую не хватает собственного родительского опыта. Нужны еще профессиональная подготовка и поддержка, которые смогли бы в чем-то поменять представление приемных родителей о том, что их ждет. Зачастую они должны принять тот факт, что стали родителями на время.

— Но есть решение и этой проблемы?

— Решать все эти вопросы помогает программа нашего фонда “ПРАЙД”. Это модель комплексной подготовки и сопровождения приемных родителей и усыновителей. У нас в стране она работает с 2006 года, а разработана в США учеными и приемными родителями. В настоящее время эта интернациональная модель широко используется в Америке, Польше, Литве, Финляндии, России и других странах. Благодаря такой программе за прошедшие восемь лет около трех тысяч приемных родителей из разных регионов Беларуси усовершенствовали свои знания и навыки по воспитанию приемных детей.

Программа “ПРАЙД” включает в себя работу с приемными родителями на всех этапах. Это прежде всего оценка кандидатов в приемные родители. Есть методики, по которым совместно работают усыновители и приемные родители.

— Порой родителей, которые всей душой приросли к приемным детям, социальные службы воспринимают лишь как работников, выполняющих обязательства по договору. И если нарушен какой-то его пункт, то и договор можно расторгнуть. Есть ли в нормативных документах четкие критерии, по которым соцработник определяет, насколько хорошо устроен быт в семье?

— Конечно, перегибы случаются. Но если социальный работник — профессионал и хорошо понимает, чем чреваты его ошибки, он примет правильное решение. Мы предложили в спорных ситуациях применять так называемый структурированный подход. Что это значит? Наши специалисты предлагают при помощи оценочной системы с баллами “вычислять”, изымать или не изымать ребенка из семьи, возвращать его в нее или нет. Критерии выведены с помощью статистики, и у каждого из них — свой “вес”. Суммируя баллы, мы подсчитываем риски. Если нет “нарушения удовлетворения основных нужд” и насилия, то не стоит беспокоить семью — как приемную, так и биологическую. Такие оценки уже внедрены, ими руководствуются как местным локальным нормативным документом. Это не просто поход в семью, чтобы проверить, как сложено белье в шкафу и есть ли еда в холодильнике. И не столько контроль, сколько поддержка. Вместе с родителями определяется, что хорошо, а что плохо, делаются совместные выводы. Приемная семья может быть прочной и счастливой, когда приемные родители воспринимают ребенка как радость, которая пришла к ним в дом. Главное, чтобы каждый приемный родитель понимал, что конкретно он для этого может сделать.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter