Детское время

Ваше чадо не может схватить элементарное? Думаете, ему лень, не хочется, дурака валяет? Нет, он просто НЕ МОЖЕТ! Это физиология, говорят медики...

«Школа становится первым серьезным испытанием в жизни малыша, даже если с учебой у него раньше не было никаких проблем, даже если читать–писать–считать он уже умеет, — предупреждает психотерапевт Минского клинического детского психоневрологического диспансера Ольга Гладкевич. — Ведь если в садике к нему относились как к ребенку, то в первом классе — уже как к «участнику производственного процесса» (да–да, это не оговорка!). Малыш пытается нести груз, который пока ему не по силам, а это чревато самыми грустными последствиями. Очень чувствительные дети рискуют заработать невроз, депрессию, проявляющуюся в этом возрасте в виде капризов, плохого поведения, или психосоматическое заболевание (желудочно–кишечные расстройства, вегетососудистую дистонию, атопический дерматит, бронхиальную астму и т.д.). Другие, не с такой нежной психикой, решают проблему кардинально — просто перестают ходить в школу, причем с первых же классов. И это, замечу, дети из хороших, крепких семей! Не стоит питать иллюзий: школа не организует ребенка незрелого, не готового к ней. Я бы сравнила школьные годы с восхождением на очень крутую гору. И представьте себе, что вы отправились в путь с малышом, который еще не научился толком ходить. Вам придется нести его на своем горбу. И еще вопрос — когда он встанет на ноги!»


Что же делать?


Тайна «серых клеточек»


Ваше чадо не может схватить элементарное? Думаете, ему лень, не хочется, дурака валяет? Нет, он просто НЕ МОЖЕТ! Это физиология, говорят медики. И форсировать школьную «зрелость» так же глупо, как и рост зубов. Многие дети, замечают учителя младших классов, в шесть лет, глотая слезы, осваивают то, что потом в семь легко усвоят за одну четверть! В возрасте 6 — 7 лет принципиально важны каждые два — три месяца! Всем известный доктор Курпатов расшифровывает тайну «серых клеточек» так: хотя от рождения у ребенка огромный потенциал (больше, чем у взрослого), сами по себе нейроны головного мозга беспомощны, их надо «одеть» в специальный кожух из миелина — очень важного для организма вещества. Но миелина у малыша крайне мало. Образно выражаясь, арматура для небоскреба есть, а каким бетоном ее заливать, где, в каком количестве? Над этим детский мозг работает долго, упорно, но не так быстро, как хотелось бы родителям. Знайте: миелинизация основных отделов коры головного мозга заканчивается в 4 года, лобных долей и также отделов, отвечающих за длительную концентрацию внимания, — к периоду полового созревания! А полноценно жить головой, а не моментом, все мы начинаем согласно этой теории только к... 20 годам.


Родители, будьте бдительны!


Если ваш ребенок родился недоношенным или ослабленным, если у него были или есть серьезные заболевания, он перенес операцию или относится к группе так называемых «часто длительно болеющих», если у него от волнения или неприятностей сразу возникают желудочно–кишечные расстройства или аллергические реакции, если он сильно устает в садике — это повод задуматься, стоит ли спешить со школой?


Важно оценить не только уровень развития, но и работоспособность (усидчив ли, внимателен ли ребенок, как быстро устает, усваивает и запоминает новое?). Часто бывает, что при хорошем интеллекте именно это — ахиллесова пята, что свидетельствует о незрелости психики.


«Надо», «нельзя», «должен» — эти понятия к школе уже должны быть сформированы. Если «социальный интеллект» хромает — ребенку трудно налаживать отношения, постоять за себя, пережить обиду и др., — над этим следует обязательно поработать со специалистом.


Филиппинский тест


Этот простейший тест, по словам психолога 3–й детской поликлиники Минска Галины Станчик, основан на том постулате, что к школьным нагрузкам ребенок созревает, как правило, тогда, когда его конечности (в первую очередь — руки) начинают активно расти. Итак, может ли ваш малыш достать через голову правой рукой левое ухо? Может — значит, к учебе в школе готов.


Последнее лето: руководство к действию


По словам Галины Станчик, перед школой гораздо важнее не выучиться читать–писать, а развить речь, мелкую моторику, координацию движений. Соответственно, упор следует делать на лепку, рисование, игры с конструктором.


Первые отметки, пусть даже в виде разноцветных квадратиков, — тоже стресс. Поэтому незадолго до школы рекомендуется заняться «Волшебными линеечками» — заполнять вертикальные полоски на листах бумаги, что бы малыш ни делал — чистил зубы, разговаривал с бабушкой, помогал убирать со стола. Получилось — пусть поставит себе красный крестик вверху полоски, не совсем — посередине, а если с заданием не справился — в самом низу. И всякий раз вместе обсудите, почему он так себя оценил и что предстоит исправить.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter