Детский вопрос

Как вырастить волейболиста?

Как вырастить волейболиста?


Вчера в Гомеле состоялся ответный матч 1/4 финала волейбольного Кубка вызова. Чемпион и обладатель Кубка Беларуси жлобинский «Металлург» принимал румынскую команду «Томис». В первом поединке, прошедшем в Румынии, белорусский клуб, к сожалению, уступил — 1:3, и от вчерашней игры, которая завершилась после подписания номера в печать, зависело, попадет ли белорусский клуб в «финал четырех».


Напомним, что «Металлург» сегодня входит в структуру Гомельского волейбольного клуба, базируется и проводит матчи еврокубков в Гомеле, а в Жлобине играет встречи национального чемпионата. Корреспондент «СБ» побывал на «исторической» родине «Металлурга» и попытался понять, есть ли корни у нынешнего успеха команды.


В Жлобине главным волейбольным «питомником» принято считать детско–юношеский клуб физической подготовки. Вот только почему–то во взрослом жлобинском «Металлурге», который громит всех в национальном чемпионате, сегодня играет лишь один местный воспитанник... В чем тут фокус?


Собираясь в Жлобин, я рассчитывал пообщаться со старыми волейбольными тренерами, имеющими по любому поводу собственную радикальную точку зрения. Не вышло. Тренеры ушли на пенсию. А молодежь обычно не задерживается больше чем на полгода. Это главная проблема, по мнению директора клуба Александра Пыталева, который сам имеет многолетний волейбольный стаж. В 1990–м тут работали 4 волейбольных тренера — тогда и соперников у Жлобина в области не было, и местная команда «Крок» дошла до высшей лиги, с нее начинался «Металлург». Теперь тренеров — «полтора» (включая одного полуставочника)...


Рассказывая о привлекательности тренерской профессии, руководитель оптимизмом не искрится:


— Да он лучше на проходной будет сидеть или торговать. Ничего не делая, получит в 5 раз больше, чем тренер, которому надо еще побегать, уговорить 60 детей, чтобы ходили на волейбол...


Выпускники физкультурных факультетов разбегаются под любыми предлогами — кто в таксисты, кто в милиционеры, кто в продавцы. Директор говорит, что условия–то для занятий прекрасные, — зарплата никакая.


— Какая — «никакая»?


Пыталев набирает воздуха, как перед прыжком в воду:


— Вы обязательно опубликуйте. Единственный наш «полноставочный» тренер, проработавший 5 лет, получает со всеми накрутками чуть больше 300 тысяч. Люди, когда слышат, смеются: такой зарплаты, мол, не бывает.


— Но он, видимо, еще где–то подрабатывает?


— Он физически не имеет такой возможности, поскольку должен тренировать 4 группы по 15 человек.


Собственно, прежде чем тренировать, надо еще убедить детей прийти. Избыток желающих заниматься не входит в число проблем клуба. Чтобы собрать вот эту группу, которая сейчас гремит мячами в зале, два тренера в течение месяца ходили по школам. До обеда агитировали за волейбол — после обеда шли тренировать.


По себе помню — главным стимулом для занятий спортом были поездки на соревнования. В клубе это знают. Потому и обещали детям, что будут возить, — вплоть до того, что за свои деньги. Пока с этим сложно. Директор кивает в сторону тренирующихся пацанов:


— В лучшем случае половина из них побывали один–два раза на областных соревнованиях. А раньше к этому возрасту команда объезжала уже половину Союза. Но в этом году начнем!..


Бытовая сторона тоже не блещет. Зданию 34 года, капитального ремонта пока не было. Треть батарей заглушена. Через весь зал протянулась любопытная инженерная конструкция: металлические прутки толщиной в три пальца, стянутые между собой резьбовыми муфтами и закрепленные снаружи на торцах здания. Чтобы стены не «разъехались» — объяснил Пыталев.


— Вон тем стеклам 34 года, — показывает он. — Когда с этой стороны ветер — холодина страшная.


— Вы же говорили, база хорошая...


— База прекрасная! Только осталось отопить... И чтобы не развалилось...


Александр Пыталев уверяет, что в райисполкоме о проблемах знают и стараются помочь. Для начала надо обследовать фундамент, но до 2010 года в проектном институте очередь, не пробиться. Вот и ремонтируют пол сами, конструируют хитрые тренажеры для отработки ударов...


Вообще–то, исходя из статуса, задача клуба — общефизическая подготовка, а никак не «спорт высоких достижений». С этой ролью тут справляются на 200 процентов — например, борцы представляют страну на международном уровне. И Пыталев мог бы успокоиться, не рвать сердце, сославшись на отсутствие денег. Однако же не хочет погубить «остатки» волейбола...


Заместитель председателя Гомельской областной федерации волейбола Владимир Макаревич при всем своем судейском и педагогическом опыте не видит инструментов и рычагов, которыми его общественная организация могла бы реально помочь делу. Нет спонсоров, денег, влияния...


— Да, детский волейбол нужно возрождать, — не сомневается он. — И тут вся надежда на взрослые клубы, которые сами должны озаботиться кадровой проблемой.


«Металлург», кстати, сегодня так и делает. Прислал в ДЮКФП своего тренера, который отбирает и тренирует самых перспективных.


Вообще, профессиональной команде директор детского клуба благодарен больше всего.


— У нас с руководством «Металлурга» в последнее время очень плотный контакт. Представители команды постоянно бывают у нас, интересуются потребностям, дают инвентарь. Обещали оплачивать выезды и питание, что для нас важнее всего. Еще бы проблему тренеров решить помогли... Мы послали заявку на двух выпускников физкультурных факультетов. Если удастся что–то придумать с доплатами — возродим волейбол. Нет — через 2 месяца эти молодые тренеры отправятся за предшественниками.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter