Как живут воспитанники социально-педагогического центра в Молодечно

Детский остров

На душе неспокойно. Иду в социально-педагогический центр Молодечненского района, где живут дети, которых забрали у нерадивых родителей. Ливень застает за невеселыми мыслями. «Дождевые капли – совсем как детские слезинки», – думается мне. Отчего-то кажется, что в центре их предостаточно. Но, к счастью, я ошибаюсь.



В крайнем случае


– Добрый день! Сейчас тихий час, – приветливо улыбается заместитель директора Татьяна Щебет. – Когда ребята проснутся, с удовольствием проведут с вами время.

Татьяна Михайловна работает здесь восемь лет и говорит, что центр – это своеобразный остров, где дети могут переждать бурю, пока в семье все образуется:

– К нам попадают в крайнем случае. Если родители выпивают, ведут аморальный образ жизни, не выполняют своих обязанностей, не работают. Мы помогаем справиться со сложившейся ситуацией, чтобы не забирать ребенка.

Но если ничего не меняется, дальнейшая судьба зависит от возраста: малышей до трех лет направляют в Борисовский дом ребенка. Старшие ребята из Молодечно и Молодечненского района попадают в приют.

– Они могут жить у нас до шести месяцев, – уточняет Татьяна Михайловна. – За это время есть шанс вернуть детей родителям, и мы очень стараемся, чтобы так произошло. И школьный педагог, и специалисты психоневрологического диспансера, и центра социального обслуживания населения. Совместно составляем план работы с семьей. Если за полгода обстановка не меняется, передаем ребят в замещающие семьи либо детские дома семейного типа. Иногда забирают родственники.

Я вас вылечу!


В приюте в специальные часы приема родители могут повидать сыновей и дочек.

– В выходные устраиваем родительский день, когда мамы и папы в игровой комнате помогают детям с уроками, читают им книги. Делаем все возможное, чтобы они как можно больше времени проводили вместе. Есть у нас и клуб «Встреча», куда приглашаем родителей на чаепитие.

Воспитанники разные, но все мечтают поскорее вернуться в семью, ведь ничего дороже мамы-папы и родного дома у них нет.

– В моей практике не было случаев, чтобы сказали: «Я хочу остаться здесь!» – подтверждает мои догадки Татьяна Михайловна. – И все невероятно тяжело воспринимают, что оказались в центре.

Опытный психолог Надежда Сахарова помогает адаптироваться и найти контакт с родителями. Она вспоминает, что первое время хотелось забрать всех к себе:

– Даже подумывала стать приемной мамой. Впечатлил один случай. У нас был мальчик – настоящий артист: и пел, и танцевал – публики не стеснялся. Мы долго работали с его мамой, она сделала все, что было в ее силах: пролечилась, привела себя в порядок, изменилась до неузнаваемости, чтобы доказать, что она хорошая мать. Вернули ей мальчика, но потом он снова оказался у нас…

Такое редко, но бывает. Ведь алкоголизм – это болезнь. Когда психолог объясняет это детям, они говорят, что, когда вырастут, насобирают много денег и вылечат маму и папу раз и навсегда.

Челка, мультик и королевы красоты


Директор приюта Ирина Бойко рассказывает, что в большинстве случаев ребята попадают сюда замкнутыми и закомплексованными:

– Возможно, в прежней школе не у всех были друзья. А здесь они по-настоящему раскрываются. У них повышается самооценка. И это здорово. Очень хочется, чтобы в будущем им пригодилось все то, чему мы их научили.

За разговором время проходит быстро, и я не замечаю, как заканчивается тихий час. Татьяна Михайловна провожает в игровую комнату и знакомит с воспитателем Мариной Видмич и ребятами: Лерой, Юрой, Катей, Андреем и двумя Владиками. Еще трое сейчас в школе.

– Лера самая старшая – девятиклассница. В этом году собирается поступать в колледж, – рассказывает Марина Владимировна.

Интересуюсь у девочки, на кого.

– На парикмахера, конечно, – ни минуты не колеблется она. – Кстати, Марина Владимировна, нужно Катюше челку подстричь.

– Давайте устроим сегодня вечер парикмахерского мастерства, – предлагает воспитатель. – Часто так делаем. Приношу плойки, резинки, лаки. Никто непричесанным не ходит.

– А может, лучше посмотрим «Хорошего динозавра»? – предлагает четырехлетний Владик.

– Мы уже столько раз его смотрели! – улыбается воспитатель. – И инсценировали даже – такое впечатление произвел на детей этот мультфильм.

– Включили бы лучше «Освободите Вилли», – вмешивается в разговор восьмиклассник Юрка. – Мы его с мамой смотрели, очень интересный.

Юра на редкость разговорчивый. Говорит, что здесь вкусно кормят и что мечтает стать таксистом.

Воспитатель в шутку называет Юрку находкой для шпиона.

– А я хочу стать трактористом, но в школе самый любимый предмет – русский язык, – делится четвероклассник Андрей.

– Марина Владимировна, нас же сегодня по МКТВ показывать будут, – вспоминает Лера.

– Точно, – Марина Владимировна смотрит в программу, чтобы уточнить время эфира. – Нас пригласили во Дворец культуры, где претендентки на звание «Мисс Молодечно – 2016» проводили с ребятами конкурсы. Все были в восторге.

Обитатели центра часто в чем-нибудь участвуют. Например, приезжали ребята из хореографического класса и учили девочек постарше танцевать вальс, а малышей – современным танцам. Студенты торгово-экономического колледжа помогали красить пасхальные яйца. А на Масленицу приходят родители, с которыми дети пекут блины, пьют чай из самовара.

Воспитатели учат ребят уступать друг другу и жить дружно. Когда кто-то покидает центр, все прощаются со слезами. Дети называют это место «Наш дом», «Наша большая семья» (так они написали, когда делали презентацию о приюте). Это очень радует. Только бы еще маленькая Катюша не напевала тихонько песенку про маму, когда никто не слышит…

Автор публикации: Маргарита ГАЙДАРЖИ, ученица 11-го класса Олехновичской средней школы
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter