Детские уроки для взрослых

От чего и от кого нужно защищать наших детей? Об этом наш корреспондент беседует с депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Тамарой Щербачевич...

Чем дети отличаются от взрослых? Когда об этом спросили самих детей, 5–летняя Аня ответила не задумываясь: «Дети и взрослые — одинаковые, только взрослые — большие, а дети — маленькие». Наверное, потому, что они маленькие, взрослые считают, что их надо защищать. Даже специально Международный день защиты детей придумали — 1 июня. От чего и от кого нужно защищать наших детей? Об этом наш корреспондент беседует с депутатом Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Тамарой Щербачевич.


— Я по образованию педагог, и защита детских интересов — приоритет в моей работе. 5 лет я возглавляла строительное училище. У нас обучалось много ребят из малообеспеченных, неблагополучных семей, социальных сирот. И мы старались помочь им не только получить профессию, но и стать просто хорошими людьми, избавиться от обиды и ожесточения. Многие ребята подходили и говорили: «Тамара Георгиевна, я просто не знаю, не понимаю, что надо купить, помогите выбрать». И мы брали ребят за руку, вели в магазин, помогали им покупать одежду, обувь. Следили за тем, чтобы они были накормлены.


Дети должны ощущать себя в безопасности не только в своем доме, но и в доме большом, общем для всех нас. Благополучие детей — залог нашего общего будущего. А оно не наступит само по себе. Нужна постоянная работа, и она ведется. Приняты законы, направленные на защиту детей, программа «Дети Беларуси». Нерадивые родители — а именно от них, к сожалению, чаще всего приходится защищать детей — отвечают по всей строгости закона за свое отношение к собственным детям, в том числе рублем. Да и любой наш закон все равно касается благополучия детей. Сегодня мы принимаем закон, а завтра им по этому закону жить.


— Немало проблем и со здоровьем детей. На каждую тысячу ребят — больше 1.300 заболеваний...


— И ребят, и родителей нужно обучать элементарной грамотности по отношению к собственному здоровью. Особого внимания требуют дети, пострадавшие от последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Из 1,5 миллиона пострадавших 500 тысяч — дети. Как член Комиссии по проблемам чернобыльской катастрофы, экологии и природопользованию, могу сказать, что этой проблеме уделяется огромное внимание. С 1991 года уже реализовано 3 государственные программы и реализуется четвертая, рассчитанная на 2006 — 2010 годы. Расходы государства на эти программы с 1991 года составили 18 миллиардов долларов. Сейчас готовится масштабная программа международного сотрудничества по ликвидации последствий катастрофы.


— Тамара Георгиевна, а как помочь детям найти свою дорогу во взрослой жизни, выбрать профессию?


— Сейчас по телевизору ребята кого чаще всего видят? Певцов, танцоров, актеров. А где остальные профессии? Не менее важные, почетные, нужные. Сколько замечательных конкурсов того же строительного профиля проводится! Мастер года, сварщик, каменщик, отделочник. Но о них по телевизору не рассказывают. А делать это нужно! Чтобы дети не думали, что востребованы только певцы. Ведь все работы хороши, и дети должны это понимать.


— Сегодня нет недостатка в доступе к информации, в том числе правовой. Но знают ли наши дети свои права?


— Не всегда. Но интересоваться этим стали больше. День информирования проводится в школах каждый четверг. Мы, депутаты, тоже в них участвуем, отвечаем на вопросы. А их задают очень много и самых разных. Причем спрашивают, я бы сказала, не по–детски. Принимая законы, касающиеся прав ребенка, я считаю, стоит проводить опросы среди ребят, ведь они порой могут подсказать такие рациональные вещи, о которых взрослый и не догадался бы.


— Почему, на ваш взгляд, в большинстве семей всего один–два ребенка?


— Знаете, в начале 90–х, да и после чернобыльской трагедии, и в обществе, и в семьях была тревога. Люди не знали, что ожидает их семью. Себя порой не видели в этом будущем, не то что детей. Но сегодня ситуация иная. Вспомните, ведь раньше речь шла о том, чтобы в семье было хотя бы двое детей. А сегодня — хотя бы трое. Уверена, что через несколько лет мы уже будем говорить о четверых детях в семье. Но для этого нужна не только эффективная семейная политика, государственная поддержка. Ведь никаким самым замечательным планам, программам, законам не под силу сделать то, что могут сделать мама и папа для своего ребенка. Защищенным и счастливым ребенок может быть только тогда, когда родители его любят. И это самый главный, я бы сказала, детский урок для взрослых. Задуматься об этом накануне дня защиты детей — самое время для каждого, у кого есть дети. И у кого они еще будут. Ваша любовь — это и есть самая лучшая защита.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter