Детки в «золотой клетке»

Водить ребенка в частный детсад стоит дорого, а принципиальная разница с государственным — невелика...

Водить ребенка в частный детсад стоит дорого, а принципиальная разница с государственным — невелика

Моя дочь уже два месяца ходит в детский сад. Самый обычный, далеко не новый, но с бассейном и в центре города. Она обожает свою воспитательницу, довольна не самыми навороченными игрушками и без проблем проводит там целый день. Как и любой маме, мне близки все трудности в системе дошкольного образования. Недавно в Интернете наткнулась на статью о перипетиях работы частных детских садов, в которой меня особенно потрясли высказывания папы воспитанницы такого учреждения. Оказывается, основным критерием выбора для ребенка сада было то, что в частном саду дети знают, что такое «яблочко» на телефоне и отдых в Дубаи, и «вряд ли бы в обычном саду они нашли себе единомышленников». Поверите ли, стало обидно.

А еще возник вопрос: действительно ли в государственных и коммерческих дошкольных учреждениях существует принципиальная разница в подходах к воспитательному процессу, к формированию меню, к учебным программам? Начальник отдела дошкольного образования Министерства образования Альбина Давидович отмечает: реализация образовательной программы дошкольного образования в подобных учреждениях должна соответствовать требованиям, установленным законодательством об образовании, в том числе к организации образовательного процесса, разработке, утверждению, использованию учебно-программной документации, контролю и самоконтролю за обеспечением качества образования. В то же время образовательная деятельность у нас в стране не лицензируется с 2010 года. По мнению экспертов, это один из недостатков системы. По сути, руководство частного сада самостоятельно решает, чему, сколько и как будет учиться ребенок в дошкольном учреждении (хотя даже индивидуальная программа должна быть утверждена согласно действующему законодательству). Многие из них, кстати, остаются всего лишь «развивающими центрами» с дневным пребыванием.

Изучая мнение мам, планирующих отдать своих чад в частный детсад, прихожу к выводу: большинство уверены, что в таких учреждениях дети практически не болеют и выходят из их стен если не вундеркиндами, то гораздо умнее своих сверстников. Действительно, один из плюсов коммерческих садов — небольшие группы (как правило, 6—8 человек), в то время как в госучреждениях в яслях может быть записано по 20—30 детей. Именно этот факт в значительной мере обуславливает выбор родителей. Правда, заболеваемость от числа малышей в группе зависит не сильно. На одном белорусском форуме читаю мнение папы малыша, ходившего в частное дошкольное учреждение: «Наш ребенок с переходом в государственный садик перестал болеть кишечными расстройствами и частыми всевозможными болезнями. На момент ухода выяснилось случайно, что он ел грязные яблоки, которые подбирал с земли во дворе в присутствии воспитателя и хозяйки садика! На вопрос: «Почему они это допустили и почему до сих пор ничего не предпринято?» — только плечами пожали. Вот и трать за это по $ 460 в месяц!» И таких примеров масса.

А есть еще и настоящие «ужастики»: родители решили понаблюдать за одним из частных садов и обнаружили, что детей кормили разогретыми голубцами из ближайшей кулинарии. Но это, скорее, исключение. В отделе образования Советского района столицы отмечают: питание в коммерческих учреждениях более интенсивное. Делается акцент и на том, что там учтут все пожелания родителей, касающиеся аллергических и иных заболеваний. При этом дочери моих друзей все 4 года готовили отдельные блюда (из-за хронической аллергии) в обычном саду. При поступлении в детское дошкольное учреждение родители должны представить врачебную справку о состоянии здоровья. Если из детского рациона необходимо исключить определенные продукты или малыш придерживается лечебной диеты, кормить запрещенной для него едой никто в государственном садике не будет.

Все больше родителей и специалистов сегодня сходятся во мнении: частные дошкольные учреждения мало чем кардинально отличаются от государственных. Да, многие из частников проводят обучение английскому. Но авторитетные лингвисты считают: преподавать иностранный должны настоящие профессиональные педагоги, потому как поставленное во многих центрах неверное произношение практически не поддается корректировке в школьном возрасте. Мнение, что все трехлетки в частных садах читают, также ошибочно. Поверьте моему опыту, научить ребенка чтению можно и самостоятельно в более раннем возрасте. При этом необязательно, чтобы мама весь день сидела дома с книжкой.

Чем еще привлекают коммерческие сады? Читаю на сайте: «Дважды в неделю меняется постельное белье и проводится дезинфекция помещения». В обычном белье сменят минимум раз в неделю, при необходимости — чаще, дезинфекцию проведут раз в квартал. При этом следует понимать: дезинфекция — это глобальная обработка помещения от подвала до крыши специальными препаратами, проводит эту процедуру особая служба. Так что под этим термином, вероятно, имеется в виду обычная генеральная уборка. Но в государственном ДДУ с этим совсем строго: согласно нормам трижды в день моется раздевалка, раз в день — вся группа, в двух водах определенной температуры моют детскую посуду, раз в неделю проводится генеральная уборка помещения. Любое нарушение этих требований строго карается проверкой. Как на самом деле обстоят дела у частников, сказать сложно. Чиновники из системы образования отмечают: коммерческие сады по-прежнему отличаются закрытостью. Попасть к ним, чтобы ознакомиться с работой, очень непросто.

Платить или не платить — личное дело каждого. Для кого-то это вопрос статусности и престижа. Кто-то считает, что в частных садах ребенку легче и есть возможность научиться жить в обществе с наименьшими усилиями. А вот моя белорусская подруга, уже много лет живущая в США и зарабатывающая там приличные деньги, мечтает привезти своих будущих детей в самый обычный белорусский садик, где-нибудь в Зеленом Луге, например. На мое удивление она ответила: «Хочу, чтобы дети прошли эту настоящую образовательную школу». Только после нее ребенок будет абсолютно приспособлен к дальнейшей жизни в коллективе, при этом у него будет отсутствовать мания величия. А что до «яблочек» на телефоне, пусть ими меряются папы. Оставьте своему ребенку детство.

КСТАТИ

Цены на услуги частного детского сада в Минске составляют в среднем от $ 400 до $ 1000. Так, одно из коммерческих учреждений в столице предлагает посещение группы полного дня за $ 440 в месяц, группы временного пребывания — $ 25 в день. Индивидуальное развивающее занятие обойдется в $ 15 за 45 минут, индивидуальная арт-терапия или занятие с психологом — $ 10 за 1,5—2 часа. Трансфер (одна поездка) до садика тоже потянет на $ 10. Некоторые минские частные сады выставляют стоимость в евро: например, за 10-часовое ежедневное пребывание в группе придется раскошелиться на 35 евро.

А как у соседей?

В России действует всего около 750 частных школ и 960 детских садов. Цены за пребывание в коммерческих дошкольных учреждениях варьируются от $ 100 в месяц до $ 3,5 тыс., понятно, что последнее относится к элитарным заведениям. По разным оценкам частные садики посещают 1—4 % всех российских детей. Их число могло быть и больше, если бы не пресловутый финансовый вопрос. Согласно опросу, проведенному Высшей школой экономики, за образование своих детей готовы платить лишь 9 % граждан. Но этого явно недостаточно для развития частного образования.

Стимулом для его развития может стать государственное финансирование. Так, с июля 2012 года средства частным школам выделяются из региональных бюджетов, а детским садам — из местных. Негосударственные же детские сады для получения субсидий должны иметь государственную лицензию и заниматься образовательной деятельностью. Денежные средства предоставляются частникам с учетом соответствующего финансового норматива региона. Для каждого региона норматив свой: он колеблется от 4 до 24 тысяч рублей в год на ребенка, в Москве же эта сумма в разы больше.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter