Детки рулят

Недавно около деревни Крупица Минского района 17–летний парень не справился с управлением автомобиля...

Недавно около деревни Крупица Минского района 17–летний парень не справился с управлением автомобиля на повороте. Машина выехала на разделительную полосу, сбила дорожный знак, после чего несколько раз перевернулась. Водитель и его 16–летний пассажир попали в реанимацию с тяжелыми травмами. Еще двух пассажирок — 16–летних девушек — выбросило из автомобиля. Они чудом остались живы... Как в машине оказался подросток, у которого и водительских прав–то не было? Куда смотрели взрослые? Тяжелые вопросы... Сценарии аварий, виновниками которых выступают водители «до 18», будто писаны под копирку и повторяются из года в год. Традиционно пик приходится на лето. За нынешний сезон подростки уже не раз засветились в новостных сводках как авторы самых резонансных ДТП.


Дорога тихой не бывает


Бесспорный лидер по количеству таких происшествий — сельская местность. И это объяснимо: подростки из городов на каникулы стекаются в деревни. В гаражах же бабушек–дедушек настоящий ретроавтопарк: морально устаревшие и давно позабытые «Нивы», «Уралы», «Явы»... В некоторых экземплярах достаточно подкрутить несколько гаек, чтобы снова поставить на ход. Тот, кто хоть раз отдыхал в деревне, наверняка вспомнит, как сам в компании таких же малолеток разъезжал по окрестностям на дышащем на ладан дедовом мотоцикле.


Взрослые, как правило, ничего не имеют против и сами разрешают детям садиться за руль. Дескать, не пьет парень, с сомнительными компаниями не водится... Пускай себе катается. Да и движение в деревне слабое, машин — раз–два и обчелся, что может случиться? А практика говорит: очень даже может! Старший инспектор по особым поручениям управления Госавтоинспекции Анна Банадык вспоминает случай, когда парень, полдня чинивший на глазах матери мотоцикл, вывел его обкатать. Не справился с управлением, врезался в бетонный забор, огораживающий кладбище. Убитая горем мать все причитала: думать не думала, что сынок захочет проехаться. Что тут ответишь?


Таят в себе вроде бы тихие сельские дороги и другие опасности. Например, в начале августа 17–летний Игорь Н. из деревни Поселичи Хойникского района на мотоцикле ИЖ сбил 45–летнего местного жителя. Тот скончался на месте. Юный водитель и его подружка угодили в больницу. Оказалось, парня, рассекающего на транспорте в сомнительном техническом состоянии, занесло на гравийке. Это коварное дорожное покрытие не раз становилось ловушкой даже для матерых водителей, что уж говорить о тех, кто за рулем оказывается несколько раз за год.


Доверяй, но проверяй


У городских аварий — свои особенности. Чаще дети тайком от взрослых берут ключи от автомобиля. Пока тех нет дома, раскатывают по городу. Бывает, родители и сами просят: прокати! И чем же недавно обернулось такое благодушие в Гомельской области? Отец дал 17–летнему сыну порулить — устал в долгой дороге. А неопытный парень выехал на встречную полосу и столкнулся с МАЗом. Отец погиб, брат погиб, самого водителя доставили в больницу...


Начальник службы профилактики и пропаганды безопасности дорожного движения специального подразделения ДПС «Стрела» МВД Евгений Лапец считает, что самый «аварийный» подростковый возраст — от 15 лет и старше, когда дети начинают интересоваться ездой с ветерком. Для родителей подросток тоже достаточно взрослый, чтобы научить водить машину. Они пребывают в твердой уверенности, дескать, мы–то «своего» знаем, он за рулем себя уверенно чувствует. На деле же любая непредвиденная ситуация — и еще, по сути, ребенок теряется. Чаще всего поездка завершается больницей.


Кстати, последняя тенденция такова: современных деток тянет уже не к дедовским ИЖам, а к отцовским джипам. Чем техника мощнее, тем соответственно взлетает выше и стрелка спидометра. Вау! Круто!.. А вот количество автоугонов за последние годы среди несовершеннолетних пошло на убыль. Правда, на статистике дорожных происшествий это никак не отразилось. Просто теперь за символическую стоимость любой может купить разбитую «копейку» — воровать нет нужды. Юные кулибины реанимируют машину. Сначала тренируются во дворе, затем — череда попыток покорить оживленную трассу.


Образование — в помощь


О причинах аварий с участием несовершеннолетних можно говорить бесконечно. Две основные — безразличие взрослых и юношеский максимализм, которые вкупе оказываются «горючей смесью». Мамы с папами почему–то беспечно доверяют транспорт детям, оставляют на виду ключи от автомобиля. Где–то недосмотрели, где–то упустили, и в результате — ДТП с летальным исходом. Подростки же, по словам доцента кафедры психологии БГПУ имени Максима Танка кандидата психологических наук Ирины Аксючиц, в силу своего возраста не могут думать о каких–либо последствиях своих поступков. Вспомните себя в 15 лет: море кажется по колено и горы — по плечо. Поэтому автомобиль в руках юнца превращается в бомбу на колесах. Призывай его не призывай задуматься об ответственности — только посмеивается.


Недавно в России, для которой эта беда особенно актуальна, в очередной раз пошли предложения выдавать права на управление автомобилем с 16 лет. Логика проста: если ребенок решил сесть за руль, его уже не остановишь. У нас к затее относятся со скептицизмом. Выход видят в профилактике. В частности, Госавтоинспекция давно и основательно взялась за школы. Во многих ведутся списки учеников, которые ездят на велосипедах. Соответственно таких больше тренируют по Правилам дорожного движения — на уроках по основам безопасности жизнедеятельности, в кружках, в отрядах юных инспекторов дорожного движения.


А вот, например, в минской школе № 138 ребят обучают правилам вождения. Сдадут настоящий экзамен — получат водительское удостоверение. Правда, воспользоваться им можно будет, лишь когда стукнет 18 лет. Идея сама по себе отличная. Подростки постигают дорожную грамоту не за несколько месяцев и, как часто бывает в автошколах, «галопом по Европам», а постепенно. Такие знания — глубже.


Одна из последних новаций: недавно в минской школе № 217 открылся образовательный центр ГАИ, аналогов которому в стране нет. В одном помещении собраны всевозможные методические пособия, дидактические материалы, практические задания, компьютерные игры — в общем, вся «атрибутика» для изучения Правил дорожного движения и воспитания культуры поведения на дорогах. На макете машины школьники учатся жать на педали, переключать коробку передач. Пусть лучше сегодня они «спустят пар», наиграются со своим стремлением поскорее стать шумахерами, чем завтра залезут в салон папиного авто и начнут свои гонки на выживание.


Кстати


В прошлом году произошло 63 ДТП, виновниками которых выступили подростки до 18 лет, в 2010–м таких аварий было 114.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter