В Белорусской государственной академии музыки, на несколько дней прочно занятой детьми от 5 до 15 лет, их родителями, операторами и администраторами в футболках с эмблемой телеканала, что называется, дым коромыслом. На первом этаже идет предварительный отсев желающих прорваться к творческим вершинам — кроме тех, кто заранее оформил заявки на сайте ОНТ, хватает и приехавших на кастинг просто так. В прослушивании, разумеется, никому не отказывают, однако честно предупреждают: преимущество имеют те, кто уже проявил себя на национальных и международных конкурсах.
Номинаций по традиции четыре: вокальная, инструментальная, хореографическая и оригинальный жанр, в котором может представляться все, что угодно, от циркового и актерского искусства до декламации. Больше всего, как обычно, вокалистов: вот такой мы, белорусы, певучий народ. Из–за обилия участников жюри пришлось поделить надвое и рассадить комиссии по разным аудиториям, иначе кастинг рисковал затянуться. В команде экспертов — признанные специалисты в сфере музыки: ректор БГАМ Екатерина Дулова, солисты Большого театра, заслуженные артисты Станислав Трифонов и Елена Шведова, народный артист, педагог и певец оперетты Петр Ридигер, солистка ансамбля «Бяседа» Татьяна Лозовская, композитор Леонид Ширин, певица Искуи Абалян, руководитель Национального центра музыкального искусства им. В.Мулявина Светлана Стаценко и другие.
— Есть талантливые дети, есть голоса, — Станислав Трифонов, впервые попавший в этом году в число экспертов «Талента краiны», выглядит довольным, но тут же озвучивает главную претензию к конкурсантам: — Хотелось бы все–таки услышать песни, соответствующие возрасту, особенно в младшей группе. У нас был когда–то детский репертуар — целый пласт, который, к сожалению, здесь пока не представлен. Сейчас выходят 8–летние ребятишки и поют о большой и несчастной любви, что очень неправильно, на мой взгляд. Ну ладно бы в старшей группе — хотя тоже, знаете ли, вопрос: взрослые–то исполнители не всегда справляются с психологически сложными произведениями. А тут ребенок, который показывает какой–то надрыв, совершенно ему не свойственный. Дети манерничают, кривляются, и вот этого хотелось бы избежать. Но есть, есть на ком остановиться.
В эту минуту на сцену поднимается девчушка в красном сарафанчике и огромном венке. Насте Бортко 10 лет — и она выдает настолько мощный народный вокал, задорно пританцовывая и притопывая, что строгие судьи дружно улыбаются, аплодируют и жестами показывают девочке: «Молодец! Во!»
Анастасия Бортко.
— Я живу в городе Слониме, — рассказывает о себе Настя, ничуть не смущаясь ни камер, ни диктофона. — На конкурс мы приехали с мамой, сестрой Дианой — она проходит прослушивание в старшей группе, и с маленьким братиком. Но он, к сожалению, первый тур не прошел. Я уже пятый год занимаюсь народным вокалом у педагога Ольги Жегалик в Слонимской детской школе искусств, сестра поет джазовые и эстрадные песни, а братик только сегодня в первый раз попробовал выступить.
Фишка конкурса — ребенок идет к жюри один, мамы–папы, учителя остаются за дверями зала. Даже для 5–летнего малыша не сделают исключение по самой серьезной причине: тем, кто пройдет отбор, предстоит находиться под прицелами не только телекамер, но и взглядов сотен зрителей на огромной сцене Дворца Республики и не теряться. Поэтому сложность условий демонстрируется прямо во время кастинга. Впрочем, судьи стараются по возможности смягчать ситуацию:
Анастасия Прохорцова.
— Вы видите, мы хвалим всех, — поворачивается ко мне Светлана Стаценко. — Всем говорим, что они молодцы и хорошо выступили, это же дети! И нельзя, чтобы они уходили в слезах.
Хотя излишнего снисхождения ждать все равно не приходится: если ты претендуешь на то, чтобы быть артистом, держись соответственно. Покоряй, пробивай стены, очаровывай, рвись к звездам. И тогда осенью тебя увидит вся страна.
ovsepyan@sb.by
Фото Артура ПРУПАСА.