Дети проката

Новый эпатажный белорусско–российский кинопроект
Новый эпатажный белорусско–российский кинопроект

Интересно, знает ли Александр Атанесян, что на «Беларусьфильме» завершаются съемки фильма, который творческая группа называет между собой не иначе как «Антисволочи»? Хотя подозреваю, что Атанесяну от этого ни холодно ни жарко — едва ли не все возможные бонусы его «Сволочи» уже собрали, несмотря на обилие критики в прессе. Неважно, что в годы войны в бывшей Стране Советов не было школ для малолетних диверсантов, — скандал накануне премьеры только добавил картине рекламы, а зрителю, честно говоря, достоверность не особенно важна. Не в последнюю очередь интерес к фильму подстегнуло и эпатирующее название, обещавшее зрелище «на разрыв аорты». И эмоций там предостаточно. Собственно, они–то и помогли «Сволочам» так долго продержаться в лидерах российского и белорусского проката, хотя первоначально выйти в лидеры фильму помог все–таки тонко просчитанный пиар: сюжет, гарантирующий скандал, и название, которое просто невозможно проигнорировать.

Так вот, у нас снимаются «Антисволочи» — хотя это название, так сказать, для «внутреннего пользования». Новый белорусско–российский проект в рабочих документах именуется «Авиатор» (так прозвали одного из главных несовершеннолетних героев). Но в прокате фильм планируется подавать иначе — «Родина или смерть».

На мой взгляд, продюсерам картины, пока есть время, стоит подыскать что–нибудь поэффектнее знаменитого высказывания Фиделя Кастро, которое давно утратило свою первоначальную выразительность в силу частого и разнообразного применения, дабы не усложнять судьбу еще не родившегося фильма. Скажем, почти год понадобился белорусской публике, чтобы распробовать относительно новую беларусьфильмовскую картину с ничего не говорящим названием «Я помню» — в конце концов, в Гомельской области этот фильм стал абсолютным лидером кинопроката, но только после того, как туда был заброшен изрядный актерский десант, устроивший несколько десятков встреч со зрителями...

Судя по всему, и сюжет, и нерв «Антисволочей» будут не слабее, чем у Атанесяна. Плюс документальная фактура. Причем такая, экранизировать которую еще никто не брался.

В годы Великой Отечественной действительно существовала Гемфуртская школа абвера, где немцы готовили себе «смену» из советских детей. И действительно в школу был заброшен агент СМЕРШа, который перевербовал воспитателей и вывел 44 подростка к советским частям... Российские военные, кстати, предлагали Атанесяну прямолинейно использовать этот сюжет, но он предпочел пойти своим путем.

Автор сценария и режиссер «Антисволочей» Алла Криницына (дочь известной украинской актрисы Маргариты Криницыной и сценариста знаменитого фильма «В бой идут одни старики» Евгения Оноприенко) не скрывает, что фильм снимается «по заказу».

— Эта картина — определенный взгляд на нашу историю, — говорит Алла. — Я попыталась скомпилировать документальные факты и на их основе сделать свою художественную историю. И это должна быть добрая картина, даже с юмором — при всей жесткости сюжета. Все–таки в главных ролях у нас — дети.

В активе у Аллы — несколько десятков сценариев, реализованных в полнометражные фильмы и сериалы. В том числе «Спартак и Калашников», «Четыре таксиста и собака», завоевавшие прочные симпатии детской аудитории. То есть делать кино для детей и про детей для нее не в новинку.

— Буквально на днях у меня выйдет 8 серий нового фильма «Взрослая жизнь девчонки Полины Субботиной», — рассказывает Криницына. — Снят по заказу правительства Москвы, чтобы поднять престиж учителя. Подняла...

Главная «взрослая» роль в будущем фильме — у Екатерины Редниковой.

— Энкавэдэшницу я играю первый раз, — сообщает актриса. — Наверное, это самый резкий персонаж из всего, что я когда–либо делала. Моя героиня командует семерыми мужчинами — и не только ими. Очень интересный образ... В начале войны у нее погибли муж и ребенок. И у нее больше ничего нет, кроме работы...

Итак, краткий сюжет фильма. На базе детского дома для детей репрессированных немцы создают диверсионный лагерь. Героиня Редниковой получает задание его уничтожить. Но дети вопреки логике «своих» и «чужих» оказываются настоящими патриотами.

— И я беру на себя инициативу этих детей спасти, — рассказывает Редникова. — Хотя меня потом могут и расстрелять за самоуправство... Мне эта тема показалась очень интересной. По сценарию мы — заложники ситуации, заложники режима, но у каждого все равно есть свое осознание чести, достоинства, осознание родины... И дети инстинктивно делают то, что им кажется более правильным.

Впоследствии она получает приказ создать из спасенных партизанский отряд имени Берии. То, что спасенные — дети, «наверху» как–то не уяснили...

— Поначалу я играла настоящую сволочь, — вспоминает «энкавэдэшница». — К примеру, была у меня такая сцена с ребенком. Я на него начинаю «наезжать», такая вся из себя бескомпромиссная — а у него слезы на глазах... Только потом он понял, что это игра и он тоже актер.

Недаром говорят, что переиграть животных и детей невозможно. В этот раз, в отличие от предыдущих проектов Криницыной, животных в кадре не будет. Но детей среди героев — большинство. А наигранных эмоций у них, как правило, не бывает...

Фото Александра ДМИТРИЕВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter