Дети-невидимки

В Ветковском районе растут "неучтенные" младенцы .
В Ветковском районе растут "неучтенные" младенцы

...Этот ребенок родился 4,5 месяца назад и живет в деревне Неглюбка Ветковского района. Однако его вроде бы и не существует. Малыш не стоит на учете в детской поликлинике, его маме не выплачивается детское пособие. Официально у мальчика нет даже имени. Местный сельсовет, а также районный загс до сих пор не оформили ему свидетельство о рождении. Из документов, подтверждающих его существование, у родителей на руках лишь свидетельство о крещении в православной церкви. Так было в средние века. Но маленький Захар из Неглюбки - наш современник.

Впрочем, в Неглюбке этой историей никого не удивишь. Здесь растут и другие незарегистрированные дети. Одному из них, например, уже около года. При этом родители у новорожденных - не бомжи и не какие-нибудь асоциальные элементы. Напротив - обычные молодые люди, успешно работающие в РСУП "Дружба". Незарегистрированные дети - уже местное явление, которому, похоже, никто пока не собирается положить конец.

О "неизвестном" младенце Захаре редакции "СБ" сообщил его дедушка - водитель Ветковского автопарка Петр Суглоб. Петр Иванович недоумевал: "Посудите сами: внуку скоро полгода, а его как бы нет. Сколько лет живу, никогда не думал, что моего родного внука не захотят регистрировать в моей родной стране. Я - белорус. Мой сын родился здесь, мой внук родился здесь. Мать внука живет и работает здесь и никуда не собирается уезжать. Так объяснит мне кто-нибудь, почему мой внук не подходит моей стране? Неужели Ветковщине не нужны дети? У нас что - нормальная демографическая обстановка?!"

Но, пожалуй, необходимо рассказать предысторию этой странной ситуации. Захар - уже второй ребенок в семье. Его папа - 24-летний Владимир Суглоб - коренной житель Неглюбки, работает водителем в хозяйстве. На районных "Дожинках" в этом году ему вручили микроволновую печь как лучшему водителю на уборочной среди молодежи. А вскоре в качестве призера областных соревнований Владимир поедет в Гомель на праздник урожая.

Мама малыша - Фаиния Гарипова - четыре года назад приехала со своими родителями из Казахстана. Таких, как они, в Неглюбке немало - около 30 семей. Казахи заменили своим присутствием многих местных, давно покинувших родную деревню в поисках лучшей жизни. Конечно, приезжие из Казахстана - люди разные, но большинство из них - надежные работники для хозяйства. И теперь благодаря им кадровая проблема в РСУП "Дружба" не стоит столь остро, как в первые постчернобыльские годы.

До того как выйти в декретный отпуск, Фаина работала на совхозной автозаправке. Ее родители, казахские дедушка и бабушка Захара, тоже трудятся в хозяйстве: дедушка - трактористом, а бабушка - дояркой. Наше государство благожелательно относится к бывшим согражданам по СССР и всегда готово предоставить им вид на жительство. Особенно когда приезжают люди работящие, готовые жить и работать в регионах со сложной демографической и экологической обстановкой. Каждый из них в положенный срок получит белорусское гражданство. Но и до этого вожделенного дня, понятно, жизнь у переселенцев не стоит на месте - молодые люди влюбляются, рожают детей.

И в этом-то вся загвоздка - у молодых казахов зачастую нет национального паспорта. На прежней родине им выдавали временный документ - пластиковую карточку "Удостоверение личности", которая, увы, не признается в Беларуси в качестве полноценного документа. А потом начинается чехарда... Типичная история... Молодые люди полюбили друг друга, захотели пожениться. В загсе или сельсовете им объяснили, что с таким документом, которым располагает невеста, брак заключать нельзя. Однако оформлять новый паспорт для негражданина Беларуси - песнь долгая. У лиц без гражданства часто его нет вообще. "Ну и ладно", - решают тогда молодые. - Семьей и без печати можно жить. Ведь не печать же людей связывает". Но к чему может привести отсутствие национального паспорта - они не знают или не догадываются. А потом оказывается, что надо было заниматься документами, пока дети не появились на свет.

Проходит совсем немного времени. И что же? Секретарь сельсовета, которая год назад успешно зарегистрировала первенца "нерасписанной" пары, второму ребенку выдавать свидетельство о рождении отказывается наотрез. Мотивирует: ошиблась, мол, в прошлом году. Не положено было и первого регистрировать из-за отсутствия паспорта у молодой матери. Супруги, естественно, оказываются в затруднительном положении. С маленькими детьми на руках, особенно когда бабушки и дедушки еще работают, а муж с утра до ночи на уборочной, молодая мама из деревни в посольство Казахстана не особенно-то и съездит. Тем более что там очередь из таких же бедолаг длиною в месяц. Попробуй выберись!

А регистрировать ребенка необходимо срочно. Ведь мало того, что детское пособие не выплатят маме, работавшей и имеющей на то полное право, но и банальных прививок малышу никто не сделает без медицинской карточки, которую без свидетельства о рождении опять же в поликлинике не заведут. И результаты такого положения уже сказываются. "Захару к этому возрасту нужно было сделать четыре прививки - по одной в месяц", - рассказывает Фаина. - А ему сделали только две - притом сразу, в один день. Он не мог уснуть, всю ночь мучался... И у врача мы были только однажды, хотя должны - ежемесячно". Впрочем, детская медсестра к малышу тоже не заходит, если не считать единственного раза после прибытия из роддома. А зачем? Малыша ведь нет на учете...

Фаина считает, что ей просто не повезло. У тех молодых мам-казашек из Неглюбки, которые рожали в областной больнице в Гомеле, проблем с регистрацией детей не было. Там же, в Гомеле, они без проволочек получили свидетельства о рождении своих малышей. Ей же, рожавшей в Ветке, пришлось обойти за 4 месяца многие инстанции. И все же ребенок до сих пор остается "неучтенным".

Из сельсовета Фаину, обладательницу пресловутого удостоверения личности, отправили в районный загс в Ветку. Но она поехала сразу в Гомель. Там ей сказали, что не видят никаких препятствий для регистрации ребенка, но регистрировать нужно по месту рождения. А значит - в Ветке или в сельсовете. В Ветке с Фаины затребовали справку о том, что в Казахстане она не состояла в браке. Мол, справку запросите в своем посольстве. Около месяца Фаина ожидала очереди в посольстве. В посольстве, выслушав ее, пришли в недоумение: мол, что у вас там в Ветке за порядки? Замужним в Казахстане удостоверение личности не выдают - так что справка не нужна. И заверили: по соглашению с Беларусью ребенка просто обязаны зарегистрировать. В результате выдали Фаине другую справку: о ее отказе от гражданства Казахстана. Это дает ей право сразу же получить гражданство Беларуси. Теперь молодой маме нужно собирать бумаги и ждать изготовления белорусского паспорта. Будем надеяться, паспорт она получит, и ребенка в конце концов зарегистрирует. И все же что это за ситуация, из-за которой ее сын и другие неглюбковские дети стали "невидимками"?

Вот, кстати, еще один пример - живет в деревне одинокая мама, которой попросту не на кого оставить ребенка, чтобы съездить в посольство и попробовать добиться развода со своим супругом в Казахстане (не имеющим, кстати, к ее сыну никакого отношения). Этот ребенок тоже незарегистрирован...

Я встретилась с секретарем Неглюбковского сельсовета Надеждой Гриньковой с просьбой прокомментировать ситуацию. Надежда Васильевна пояснила: "Да, раньше я регистрировала детей по удостоверению личности родительниц. Но потом при проверке районным загсом оказалось, что по Кодексу о семье и браке, а также по Положению регистрации актов гражданского состояния в Республике Беларусь я совершала грубые ошибки. Иными словами, по законодательству мама ребенка должна иметь национальный паспорт или справку о статусе "Лицо без гражданства". Это родительский долг - побеспокоиться о том, чтобы у них были все необходимые документы для получения свидетельства о рождении ребенка".

Все это верно и, видимо, правильно. Только не учитывает нюансов, которые преподносит жизнь. Вот и на мой вопрос Надежда Васильевна так и не нашлась, что ответить. А вопрос был простым и житейским: "Если же родители ребенка так и не позаботятся о своих документах и будут жить, как живется? Что тогда? Ребенок останется до конца дней своих "неучтенным"? А вдруг с ним в младенчестве что-нибудь произойдет, медицинская помощь потребуется? Есть ли какие-то варианты на неординарные случаи?" Не нашлась, что ответить, и заведующая отделом ЗАГСа Ветковского райисполкома Галина Скачинская. Впрочем, выразила готовность помочь в случае Фаины Гариповой и Владимира Суглоба.

Но вопрос-то все равно остается открытым. Взрослые могут быть сколь угодно виноваты в том, что у них отсутствует какая-либо важная бумажка (например, официальный отказ далекого казахского мужа от ребенка, который даже биологически не может быть ему родным). Но в чем вина "неучтенных" детей, растущих сегодня в деревне Неглюбка Ветковского района? Помните поговорку: "Без бумажки ты - букашка"? В ней, увы, есть своя горькая правда.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter