Дети любви.

Малышей, рожденных в результате ЭКО, называют подарком небес не только их родители, но и врачи.

Лиза Браун стала первым в мире ребенком, “полученным” в результате применения ЭКО в 1978 году в Англии. Сегодня детей, обязанных жизнью методу вспомогательной репродуктивной технологии, на планете больше четырех миллионов. А с 26 ноября 1995 года, когда свет увидели первые белорусские “экошные” близняшки, благодаря вспомогательным репродуктивным технологиям в нашей стране родилось больше пяти тысяч таких мальчишек и девчонок.

Несмотря на то что старшие из них уже перешагнули подростковый возраст и на личном примере доказывают, что ничем не отличаются от своих сверстников, зачатых, скажем так, естественным путем, споры вокруг  умственных и физических особенностей “детей из пробирки” не утихают по сей день.

“Мы сознательно плодим ущербных?”

История 43-летней Карины М. в какой-то степени, увы, типична для многих бесплодных супружеских пар. Точнее — для того из супругов, кто не может зачать ребенка без помощи медицины. “В далеком 1985-м родителям моего парня пришла похоронка из Кабула, тогда была в разгаре последняя афганская кампания, — вспоминает Карина. — А через несколько недель после похорон Вадима я узнала, что нахожусь уже на третьем месяце. Мама буквально заставила меня сделать аборт. “Тебе 17 лет, какой ребенок, да еще безотцовщина? В институт надо поступать, дуреха!” В общем, мы убили моего малыша... И с тех пор, сменив двух мужей, я никак не могла забеременеть. Первый, Костя,  в итоге ушел к женщине, которая родила ему двух дочек. А второй... Он мужественно поддерживал меня, возил по врачам. И когда я, сдав все анализы, была уже готова к ЭКО, Валера вдруг соскочил... Сказал мне в коридоре больницы: “Знаешь, я не хочу ребенка из консервной банки. Прости. Про них такие ужасы рассказывают! Мы ведь сознательно плодим ущербного, милая, пойми! А вдруг инвалид? Я уже молчу про то, что наш сын или наша дочка не будут способны когда-нибудь сами стать родителями. Зачем нам это? Подумай, разве нам так плохо вдвоем?”. Никакие мои уговоры не действовали на мужа. А при разговоре с врачом Валера вообще выдал, что, мол, церковь выступает против ЭКО, потому что, оказывается, именно таким путем в наш мир придет антихрист... Никогда не забуду глаза нашего врача после этих слов. Не помогли даже мои попытки организовать нам встречу с родителями здоровых, красивых, взрослых уже детей, рожденных с помощью вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ). Муж был категоричен... В глубине души я понимала, что он просто ищет предлог, чтобы не становиться отцом. Ему это почему-то стало не нужно. Устал ждать? Надоело проводить время в больнице? Не знаю. Но его аргументы меня потрясли. Сколько еще людей мучаются такими дремучими догадками?..”

Пробирка — не диагноз

Специалисты РНПЦ “Мать и дитя” наблюдают за здоровьем мальчиков и девочек, рожденных в центре методом ЭКО, с 2006 года. По словам заведующей лабораторией проблем детей и подростков центра Маргариты Девялтовской, такие малыши ничем не отличаются от обычных. “Родители, как правило, не упоминают в истории развития ребенка тот факт, что он был рожден методом ЭКО. В итоге даже педиатр в поликлинике может не знать, что на его участке есть необычный ребенок. Факт ЭКО обычно раскрывается лишь в том случае, если ребенок серьезно заболел. Подсознательно отец и мать обязательно задаются вопросом, не связан ли тот или иной недуг с особенностями зачатия их сына или дочки. Но, как правило, заболевание не имеет никакого отношения к использованному методу ЭКО, — утверждает Маргарита Георгиевна. —  На первом месте, согласно данным исследования РНПЦ, у “экошных” ребят — болезни органов дыхания. Малыши до года чаще всего болеют из-за неправильного питания. Для двух-трехлеток характерны болезни сердечно-сосудистой системы, для четырех-шестилетних — болезни уха, для семилетних — инфекционные болезни. Для детей в возрасте от восьми до двенадцати лет характеры болезни глаз и опорно-двигательного аппарата”.
Как видим, картина совершенно типичная для большинства детей, независимо от того, каким образом они были зачаты. Другое дело, что слухи об определенных проблемах с репродуктивной функцией “экошных” ребят имеют под собой некоторое основание. По мнению британских и германских ученых, сравнивших 211 шестилетних мальчиков, зачатых с помощью процедуры ИКСИ (внутриплазматическая инъекция сперматозоида), со 195 ровесниками, зачатыми естественным образом, “экошата” могут наследовать от отцов бесплодие. Исследование ученых показало, что рост представителей обеих групп был почти одинаковым, однако дети “из пробирки” часто наследовали отцовские короткие безымянные пальцы. Это, по мнению специалистов, значит, что новое поколение будет с большой вероятностью испытывать проблемы с воспроизведением потомства. Западные ученые мужи, к слову, считают: у мужчин с низким качеством спермы безымянный палец такой же длины, как указательный. А когда гораздо длиннее — значит, со способностью к деторождению все в порядке.
А вот девочки из пробирки, похоже, вполне успешно смогут стать мамами. Это подтвердила всемирно известный первый ребенок из пробирки Лиза Браун из Бристоля, родившаяся 25 июля 1978 года. Она обзавелась собственным потомством в 28 лет, родив сына весом 2700 г. Счастливые родители, Лиза Браун и ее муж Уэсли Маллиндер, объявили, что малыш, названный Кэмероном, “был зачат самым что ни на есть естественным путем после шести месяцев стараний”.

Однажды 20 лет спустя...

“Не берусь оспаривать результаты исследования британских и германских коллег, буду оперировать известными мне фактами, — говорит российский врач-генетик Дмитрий Степанченко. — В нашей стране метод ЭКО был опробован на восемь лет раньше, чем в Беларуси. Уже через шесть лет после первого успешного оплодотворения российские врачи смогли совершенно ответственно заявить: ЭКО не увеличивает риск рождения детей с патологией развития. Это не значит, что “из пробирки” появляются абсолютно здоровые малыши. Есть законы статистики, согласно которым дети с наследственными заболеваниями или внутриутробными болезнями рождаются с определенной частотой. И точно так же ребенок, зачатый естественным путем после многих лет ожиданий и лечения родителей, может стать наследником их слабой репродуктивной функции. А “экошные” ребята, понятное дело, появляются у тех матерей и отцов, у которых по определению не может быть в порядке репродуктивное здоровье. Так что риск, безусловно, есть. Но есть и выходы из на первый взгляд безвыходных ситуаций. Кто знает, как далеко шагнет медицина еще через 10—20 лет?”
“Не будем забывать: на сегодняшний день демографическая ситуация в Беларуси такова, что преодоление бесплодия является важной не только медицинской, но  и социальной задачей, — говорит врач отделения планирования семьи и вспомогательных репродуктивных технологий РНПЦ “Мать и дитя” Лариса Гракович. — Поэтому каждый рожденный с помощью ЭКО малыш воспринимается как подарок небес не только своими родителями, но и врачами, которые были рядом с будущим человечком от оплодотворения до рождения. Вот почему “экошных” ребят мы называем детьми любви: в них вложено столько надежд, чувств и ожиданий!”

Это любопытно!
К белорусским специалистам по ВРТ сегодня приезжают мужчины и женщины едва ли не со всего мира. Ведь по сравнению с Европой (да и со всем миром в принципе) у нас, считается, самые низкие цены. В США стоимость одной попытки без учета лекарственных препаратов — около 10 000 долларов, в России — 3 000 евро, а у нас — минимум 15 миллионов белорусских рублей.
Кроме того, в Беларуси эффективность процедуры ЭКО соответствует среднемировой — 35—40 процентов, к тому же наши врачи могут применять многие прогрессивные технологии. В то время как в некоторых странах запрещены криоконсервация, предимплантационная диагностика. А в Италии на ЭКО и вовсе наложено табу католической церковью: вспомогательными репродуктивными технологиями там могут воспользоваться лишь женщины, у которых нет обеих маточных труб.

Одинокие белоруски получат шанс стать ЭКО-мамами

Такое решение после неоднократных обсуждений приняли депутаты

Напомним, что в прошедшем первое чтение законопроекте о ВРТ было указано, что методом ЭКО могут воспользоваться исключительно семейные пары. Незамужним женщинам, имеющим проблемы с зачатием, предполагалось подобную процедуру запретить.

Это решение вызвало негативную реакцию в белорусском обществе, где на 1000 мужчин приходится 1150 женщин, а репродуктивное здоровье 15 процентов супружеских пар, согласно официальной статистике, оставляет желать лучшего. После публикации материала “Вопрос жизни” (см. “НГ” за 24.05.2011) редакционную почту и сайт “Народной газеты” наводнили отклики возмущенных читателей. Одни утверждали, что подобное решение — дискриминация граждан по семейному статусу. Другие размышляли о том, что в период острого демографического кризиса каждую незамужнюю женщину, решившую стать матерью, необходимо всячески поддерживать морально и материально, а не ставить крест на ее мечтах, для воплощения которых в жизнь она нуждается в помощи медицины.
И вот в день, когда верстался номер, корреспонденту “НГ” стало известно, что депутаты все-таки учли мнение общественности.
— Ко второму чтению законопроект о вспомогательных репродуктивных технологиях готовится с долгожданной для многих поправкой, — рассказала член Постоянной комиссии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Елена ШАМАЛЬ. — Предполагается разрешить незамужним белорускам, имеющим показания к ВРТ, пользоваться методом ЭКО. Уточняю: это не значит, что достаточно будет написать заявление и оплатить процедуру. У женщины должны быть серьезные проблемы со здоровьем, препятствующие зачатию ребенка естественным путем. Только в этом случае она получит разрешение врачей на экстракорпоральное оплодотворение.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter