Дети детей

Уже около месяца в минской школе–интернате № 5 работает центр социальной реабилитации «Ранние дети»...

Здесь не стыдят и не задают неудобных вопросов. Наоборот, пытаются оказать психологическую помощь несовершеннолетним девочкам, которые стали мамами или ждут ребенка и которые не могут рассчитывать на поддержку родных. Уже около месяца в минской школе–интернате № 5 работает центр социальной реабилитации «Ранние дети». Этот проект был начат по инициативе шведской гуманитарной организации. Сотрудники центра помогают воспитывать малышей и учат юных мам уходу за ними.


...Половину своей жизни 19–летняя Ира прожила в доме–интернате. В квартире ее родителей условий попросту не было: кругом грязь, сырость. Воду, газ и электричество отключили. Когда Иру увозили социальные работники, мама была пьяна. Так при живых родителях девочка стала сиротой. А в интернате у нее появились друзья и любимый, который, собственно, и стал отцом ребенка.


Дочка родилась месяц назад. Врачи нашли в головном мозге ребенка кисту: малышку пришлось прооперировать. Когда она пошла на поправку, медики забеспокоились: за все это время молодая мама так и не объявилась. Страшно было, признается Ира: где жить, как растить дочку, когда в кармане — ни гроша? Врачи сами отыскали беглянку, по телефону спросили: «Мамой будешь?» — и предложили переехать в школу–интернат № 5. Уже через пару дней в одну из комнат центра социальной реабилитации заселились новые жильцы — Ирина и ее дочь Аленка.


— Сейчас мне платят пособие, денег на питание хватает, да и воспитатели помогают, — качает коляску моя собеседница. — Очень хочется нормальную семью. Моему парню 22, он планирует устроиться на работу, правда, жить пока негде, а если я выйду замуж, из центра придется уехать. Но мне кажется, что ребенка мы должны воспитывать вдвоем.


— Конечно, а как без отца? — включается в разговор Настя, еще одна воспитанница школы–интерната, которая сейчас живет в центре «Ранние дети». — Сама выросла без родителей, знаю, что это такое!


10–й класс Настя оканчивала уже беременной. Теперь они с подружкой читают журналы о грудничках и вместе придумывают имя долгожданному малышу. Если родится мальчик, Настя назовет его Никитой.


Всего на третьем этаже школы–интерната 16 комнат — в каждой по кровати, шкафу, тумбочке, кроватка для малыша и пеленальный столик. Есть прачечная, две кухни и игровые: капитальный ремонт сделали за деньги гуманитарной организации из Швеции, которая выделила грант 89 тысяч евро. Мамы могут находиться здесь, пока ребенку не исполнится три года. За это время они надеются получить квартиры.


— Они живут, как взрослые, хотя сами еще, по сути, дети, — рассуждает психолог Татьяна Новик. — Мы видим, как им тяжело, но всячески помогаем: в центре работают педагоги, юрист.


Но раз заселены только две комнаты, значит, у нас не так много молодых одиноких матерей, которым нужна помощь?


— Таких девочек много. Просто не все знают о нашем учреждении. Многие думают, что их не примут сюда. Но, чтобы получить комнату, всего–навсего нужно оформить документы, подтверждающие сиротство. А также взять направление в администрации Заводского района Минска, — рассказывает директор школы–интерната для детей–сирот и детей, оставшихся без опеки родителей, № 5 Наталья Шарапова. — На днях к нам заселятся еще две девочки: у одной двухмесячный ребенок, другая ждет пополнения.


У маленьких мам здесь есть все необходимое для воспитания ребенка. Но главное — они получили поддержку в трудную минуту. Итог? Они смело строят планы на будущее. Настя, например, хочет получить среднее специальное образование — стать парикмахером. Но, разумеется, только после того, как малыш подрастет. «Дети — это счастье», — улыбаются мои собеседницы.


Кстати, самая первая воспитанница центра — Эллина — пожила здесь совсем немного. Ее забрал отец. Все время, пока Элла находилась здесь, он помогал деньгами, а потом и вовсе увез к себе в Солигорск. Так что теперь мальчик будет расти в полноценной семье, где есть мама и папа.


Ольга ЛЕБЕДЕВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter