Дети асфальта

Если бы в «Барселоне» увидели, в каких условиях вырос Александр Глеб, испанцы не посмели бы держать его в запасе. Их бы замучила совесть

Если бы в «Барселоне» увидели, в каких условиях вырос Александр Глеб, испанцы не посмели бы держать его в запасе. Их бы замучила совесть


Уже тысячу раз поднимался вопрос об асфальтовом покрытии на минском стадионе «Динамо», миллион раз журналисты приезжали в СДЮШОР–3, чтобы отыскать новые факты. Руководству футбольной школы вся эта шумиха порядком надоела. Тем более что сколько бы ни писали статей, сколько бы ни поднимался этот злободневный вопрос, а воз и ныне там. Дети все так же тренируются на поле, которое и нормальным асфальтом–то стыдно назвать, а произносить слово «футбольное» — это и вовсе тяжкий грех.


За последнее время лично я на этом самом поле бывал дважды. Первый раз — в 2006 году. «СБ» тогда пригласили на соревнования по петанку (экзотическая игра, чем–то похожая на керлинг). И так получилось, что наша команда сначала пришла не на теннисные корты, а на асфальтовое поле. Признаться, волосы дыбом встали. Все поле было перекопано и по всей площадке были расставлены строительные вагончики. И в таких условиях продолжались тренировки.


Последний визит состоялся несколько недель назад. Дело было вечером. Асфальт показался до ужаса кривым, а после дождя напоминал кочковатое болото. Шла тренировка. Занимались человек 20 — 30. Одни работали с мячами, играя в квадрат, другие оттачивали финты, третьи бегали вверх–вниз по бетонной лестнице, то и дело спотыкаясь. А четвертые, обрадовавшись появлению журналиста с фотоаппаратом, умудрялись помахать рукой и передать привет своим знакомым и родным.


Эй, вы там, наверху


А может, привет передавали вовсе не родным? А тем людям, кто когда–то проектировал футбольное поле на СДЮШОР–3, а может, тем, кто не хочет наконец–таки сделать здесь искусственный газон? «Привет вам всем, мы, несмотря ни на что, по–прежнему играем в футбол», — читалось в глазах пацанов.


Об успехах мы любим говорить громко, а вот критики никто не любит. Представьте шок представителей «Реала», «Ювентуса» или сборной Англии, если привезти их на это асфальтовое поле и рассказать душещипательную историю о том, как на этом прямоугольнике вырос Александр Глеб, капитан сборной Беларуси и полузащитник «Барселоны». Кстати, первый тренер Глеба Владимир Сенкевич в прессе рассказал, как Саша приехал в Минск с одним немцем, который занимается детско–юношеским футболом. Тот вышел на асфальтовое поле и сказал: «О, майн Готт!!!» (О, Боже!) А потом горько пошутил: «Видно, нам в Штутгарте нужно сделать асфальтовое поле, чтобы такие игроки, как Глеб, росли».


Но такие гости, а также чиновники, здесь редкие птицы. Все приезжающие на матчи, которые играются на стадионе «Динамо», ходят по другим маршрутам, в обход проблемного места.


Никому до кривого асфальта не было бы дела и сейчас, если бы не одно обстоятельство. В СДЮШОР–3 начал свой разбег Александр Глеб. Это уже потом он играл в БАТЭ, «Штутгарте», «Арсенале», а сейчас — в «Барселоне». В соответствии с механизмом солидарности ФИФА «Арсенал» и «Барселона» перечислили денежные средства за подготовку и обучение Глеба–старшего. Деньги пришли на валютный счет БФСО «Динамо», так как школа принадлежит этому спортивному обществу.


«Арсенал» перечислил 300 тысяч евро. Планировалось потратить эти деньги на искусственный газон, — вот как в 2007 году газете «Минский курьер» прокомментировал ситуацию вокруг денег Глеба первый заместитель председателя БФСО «Динамо» Игорь Заичков. «За полученные деньги мы реконструируем футбольное поле столичной СДЮШОР «Динамо», мы планируем здесь синтетическое футбольное покрытие...». Потом «Барселона» перечислила еще одну кругленькую сумму — по сообщению пресс–службы ассоциации «Белорусская федерация футбола», это 480 тысяч долларов.


Шел за годом год


А воз и ныне там. СДЮШОР–3 деньги за Глеба так и не получила. Приезжавший в Минск Александр продолжал недоумевать по этому поводу. Агент футболиста Николай Шпилевский слов не выбирал, признавшись, что Саша очень хотел бы увидеть вместо раздолбанного асфальта прекрасный газон. «Мне, конечно, очень неприятно, что мои клубы перечислили приличную сумму в Минск, а детям до сих пор негде тренироваться, — рассказал корреспонденту «СБ» Александр. — Но разбираться у меня, к сожалению, нет возможности. Я в Минске не живу. Однако спросил у руководителей АБФФ, как обстоят дела с заменой асфальтового поля. Мне сказали, что под асфальтом проходят канализационные трубы, которые невозможно убрать. А искусственный газон постелить можно, но если что–то случится с трубами, то поле снова придется раскапывать. Сколько денег выплатили школе? Суммарно где–то миллион долларов. За такие деньги можно и новый стадион построить для детей, но, видимо, не до этого».


Динамовский асфальт имеет богатую историю. До него на площадке было гаревое поле. Чуть позже — деревянный настил, именуемый стадионом ручных игр «Спартак». Нынешнее поле насчитывает ни много ни мало — около 30 лет. И за все время никто не задумывался о том, чтобы убрать эту «бетонку». Строительные работы на поле СДЮШОР–3 проводились, но носили вид косметических — освежили асфальт, подкрасили фасад административного здания. На этом все.


Кто в доме хозяин?


Чтобы выяснить, почему на «Динамо» до сих пор нет искусственного поля, надо сначала определить, кто его должен сделать. С одной стороны, СДЮШОР–3 принадлежит БФСО «Динамо», куда и были перечислены деньги из «Барселоны» и «Арсенала». С другой — сам стадион «Динамо» отныне вотчина горисполкома. А за футбольное хозяйство в целом отвечает ассоциация «Белорусская федерация футбола».


В федерации рассказали, что к «глебовским» деньгам они имеют непосредственное отношение. «Только не подумайте, что мы их присвоили, — иронизирует юрист АБФФ Сергей Ильич. — Просто благодаря усилиям федерации футбола эти деньги пришли в Беларусь. Геннадий Николаевич Невыглас чуть ли не каждый день напоминал чиновникам ФИФА, что «Арсенал» не перечислил деньги за воспитание Саши Глеба. После долгих напоминаний ФИФА обязала англичан заплатить. К слову, «Барселона» рассчиталась очень быстро. Кому на счет легли деньги и куда они пошли? Бонус был перечислен БАТЭ и БФСО «Динамо».


Ясно. Что ничего не ясно...


Однако вернемся к теплотрассе, из–за которой, как было сказано, нельзя постелить искусственное поле. Как оказалось, проблемы вовсе не в канализационной системе. Да, еще года 2 — 3 тому назад трубы и впрямь проходили по центру поля, но были приняты меры и всю систему сместили к краю. «Под футбольным полем проходил городской ливневый железобетонный коллектор, проложенный в 1958 году и имевший стопроцентный износ конструкций, вследствие чего нередко происходил промыв земли и возникали провалы под асфальтовым покрытием поля.  Требовал решения и вопрос о выносе пролегающей под территорией футбольного поля городской транзитной теплотрассы. В 2007 году при содействии Мингорисполкома вопросы по обновлению указанных коммуникаций были решены». Так ответили на запрос «СБ».


Получается, еще года два назад можно было смело стелить искусственное поле. И соответствующий проект был подготовлен. Одна итальянская архитектурная фирма готова была инвестировать немалые деньги в ремонт стадиона. В СДЮШОР–3 должны были постелить искусственное поле с подогревом, сделать трибуну на 2.000 мест, а также построить павильон для игровых видов спорта с тренажерным залом и административным зданием. Но все это так и осталось в планах.


Быть или не быть?


У директора СДЮШОР–3 Валентина Домашевича настроение невеселое:


— Совещания проходят, но никакой конкретики нет.


— Вы интересовались, куда делись перечисленные деньги за Глеба?


— Деньги лежат на счету БФСО «Динамо». Юрий Федорович Бородич обратился к председателю Мингорисполкома с предложением объединить усилия и сделать на месте СДЮШОР–3 разминочное поле. Кстати, все деньги, насколько мне известно, лежат на депозитном счете, «тикают» проценты. Эти деньги идут на аренду поля на СОК «Олимпийский» — так что с этим делом порядок. Юрий... поступил по-хозяйски.


— Что еще необходимо школе?


— У нас нет транспорта. В советские времена в «Динамо» был свой гараж, куда входило 5 автобусов. Сейчас этого нет. Формы, фишек и мячей не хватает, добываем с миру по нитке.


— Часто ли воспитанники вашей школы имеют проблемы со здоровьем, тренируясь на асфальте?


— Практически все наши выпускники уже делали операции на коленях. Валик Белькевич, Виталий Володенков, Миша Мархель, Эрик Яхимович, да и Саша Глеб — все они испытывают проблемы с коленными суставами. Многие родители приводят к нам в школу детей, но увидев асфальт, шарахаются и идут прочь. У нас, как правило, не тренируются дети и внуки известных людей и чиновников. Они приводят своих чад и сразу уводят. Дети у нас занимаются из самых обычных семей. Казалось бы, у наших футболистов нет никакой перспективы, но тем не менее каждый год школа входит в число лучших в стране. Я посмотрел заявку команд на чемпионат–2009 и нашел 39 своих воспитанников.


СДЮШОР–3 вполне может попасть в Книгу рекордов Гиннесса как единственная специализированная школа, где дети тренируются на асфальте. «В мире нет аналогов, — признался Валентин Станиславович. — В Африке, Австралии и прочих континентах никто не занимается на асфальте. У нас асфальт к тому же еще и кривой. Там не то что играть опасно, там ходить нельзя. У нас такие выбоины, что можно ноги поломать».


Было бы желание


Школе нужны микроавтобус, форма, спортивный инвентарь, а также искусственное поле. Но стадион принадлежит городу, а деньги — БФСО «Динамо». В БФСО готовы сделать все самостоятельно, но это — деньги на ветер. Реконструкция «Динамо» неизбежна. Так считает и председатель АБФФ Геннадий Невыглас. Это вопрос времени. А значит, реконструировать сейчас поле СДЮШОР–3 не имеет смысла: все будет сломано и разобрано во время грандиозной стройки. Обо всем этом говорится в официальном заявлении руководства БФСО «Динамо»:


«Денежные средства от двух «взносов солидарности» поступили в БФСО «Динамо» и были размещены на его депозитном счете.  Из этой суммы были выплачены все необходимые налоги, а также вознаграждение первому тренеру футболиста Владимиру Сенкевичу. Кроме того, по просьбе руководства минской СДЮШОР–3 была профинансирована поездка юных футболистов на турнир во Францию, оплачена аренда крытого футбольного манежа при проведении турнира памяти Погальникова, а также регулярно оплачивается аренда за использование полей СОК «Олимпийский». Сегодня готовится масштабная модернизация, которая придаст старейшей спортивной арене Минска новый облик. Кроме того, БФСО «Динамо» предложило управлению по спорту, физической культуре и туризму Мингорисполкома рассмотреть возможность совместных действий по строительству и оснащению малого футбольного поля стадиона «Динамо». В частности, БФСО «Динамо» готово за счет средств, поступивших от трансферов Александра Глеба, приобрести с помощью АБФФ комплект синтетического футбольного покрытия».


Чьи ничьи?


Самое время обратиться к начальнику управления физической культуры, спорта и туризма Мингорисполкома. Мне удалось пообщаться с заместителем начальника Юрием Шаколой. Правда, по поводу реконструкции «Динамо» обстоятельно говорить он не захотел:


— Еще идут совещания, на которых обсуждаются технические условия для проектирования. Мы хотим сделать такой проект, чтобы стадион «Динамо» жил не за счет рынка, а за счет физкультурно–оздоровительных услуг. Плюс хотим построить на стадионе гостиницу, где могли бы останавливаться спортсмены. Это очень удобно. Также думаем, оставлять ли дорожки для легкоатлетов или сделать чисто футбольную арену.


— Какова судьба СДЮШОР–3?


— Мы этот вопрос даже не обсуждали. СДЮШОР–3 останется в структуре БФСО «Динамо». Мы же создадим все условия для занятий. А школа будет и дальше продолжать заниматься футболом, только уже не на асфальте. В СДЮШОР–3 будет база с искусственным покрытием и хорошими раздевалками.


— Планируете ли задействовать деньги, которые были перечислены за Глеба?


— Складывается такое ощущение, что за эти деньги можно построить новый стадион. Это очень маленькая капля по сравнению с теми миллиардами рублей, которые мы планируем вложить в стадион «Динамо». Реконструкция «Динамо» — очень дорогой проект.


Послесловие


Пока взрослые решают, кто за что отвечает и когда начнется ремонт, пацаны продолжают играть в футбол на асфальте. Эпопея длится 30 лет. Так недалеко и до полувекового юбилея. Может, ветеранский турнир проведем? На асфальте...


Лучшие воспитанники школы СДЮШОР–3


Юрий Трухан, Валерий Мельников, Геннадий Мардас, Дмитрий Беспанский, Алексей Белоусов, Андрей Леончик, Виталий Володенков, Александр Храпковский, Артем Челядинский, Юрий и Максим Цыгалко, Александр Хацкевич, Валентин Белькевич, Вячеслав Глеб, Александр Глеб.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter