Почему белорусы откладывают рождение детей?

Детей много не бывает

Что еще нужно предпринять, чтобы их у нас рождалось больше

НОВОСТЬ о том, что в Беларуси в прошлом году родился 87 851 ребенок, озадачила: почти на 7000 меньше, чем в 2018-м. И это исторический минимум за последние 70 лет. При этом не редкость такие истории, как произошедшая на днях в Барановичском районе. Четверых детей (старшей девять, младшему четыре) родители на двое суток оставили одних в деревне. Как так можно? Как мы вообще относимся к детям? — иной раз высказываются в адрес многодетных семей. Отчего молодые белорусы часто откладывают на потом прибавление в семье, а когда наступает долгожданное «попозже», планы не сбываются? Выгодно ли идти за вторым, третьим? Аргументы «за» и «против» мы решили разобрать не с позиции сторонних наблюдателей, а мам, которые в первых рядах, а то и на арене.



Алена ЯСКО, мама двоих детей:

«Если не в деньгах дело, то в чем?»

Хорошие многодетные семьи в нашем обществе встречаются не реже неблагополучных. Но их имидж страдает. Как ни странно, из-за огульного осуждения общества. Многодетным приходится постоянно слышать высказывания вроде: «Понарожали ради квартир». Это примерно из той же серии, что и шипение в адрес приемных родителей: «Понабрали ради пособия». Такая агрессия в основном исходит от женщин старшего возраста. Слушая их воспоминания, кажется, что аборты в советское время были обычным делом. Да и с детьми, строго говоря, никто так не заморачивался, как сейчас. Сдали в год, а то и в полгода в ясли — и будь здоров. А что, декрета на три года нет, с деньгами туго — все свободны.

Сейчас ситуация и с финансами, и с жильем у тех, у кого детей много, совершенно другая. Давайте пробежимся хотя бы по последним цифрам в этой сфере, тем более в феврале бонусы для мам и пап потяжелели. С 1 февраля 2020 года ежемесячные детские пособия на первого ребенка — 405,48 рубля, на второго и последующих детей — 463,4, на ребенка с инвалидностью — 521,33. Многие мамы получают больше: есть доплата на старших в возрасте от 3 до 18 лет (до трехлетия младшего) — 119,94 рубля. Предположим, в семье трое детей 2, 3 и 5 лет. В феврале мамино пособие на детей — 703,28 рубля. Родившей двоих выплатят 583,34 рубля.

Мало ли это по сельским меркам? Конечно, материнский труд принижать не хочется, бывает тяжело и морально, и физически. Но все же иметь возможность три года не расставаться с малышом и при этом не слишком беспокоиться о том, чем его накормить, — большая привилегия.

В жизни бывает всякое, мужья приходят и уходят, а дети остаются. Одна моя знакомая как раз пережила расставание с мужем, будучи беременной вторым ребенком. Ответ на мое сочувственное: «Тяжело пришлось?» — меня сильно удивил. Нет, говорит, получила пособие в связи с рождением ребенка и на все необходимое в течение трех лет постепенно расходовала. Другая подруга, воспитатель продленки в школе, только в декрете смогла себе позволить исполнить давнюю мечту — свозить детей в Санкт-Петербург и обновить мебель. Ведь при рождении первого ребенка с февраля сразу на руки дают 2398,7 рубля, второго и остальных — 3358,18. Плюс 239,87 рубля тем, кто вовремя встал на учет в поликлинике и выполнял требования врача.

Но и эти деньги не сравнятся со льготами, которые многодетные семьи имеют при строительстве жилья. Мы много об этом пишем, но хочется напомнить, что недавно еще и средства семейного капитала разрешили использовать досрочно на улучшение жилищных условий. Можно и купить, и построить жилье, и кредит погасить.

И к роженицам подход в роддоме меняется. Я заметила это, побывав в одном и том же отделении с разницей в семь лет. И мужей пускают, и мам.

Но все же много молодых пар, которые говорят своим родителям: «Рано нам еще, поживем для себя». Отговорка? Ведь 15—20 процентов супругов, к сожалению, страдают от бесплодия. Или реальная проблема из-за роста общего благосостояния, уровня комфорта и эгоизма? Даже в одной из самых благополучных стран Европы — Швеции — больше половины семей ограничились двумя детьми. Там не редкость для женщины делать карьеру до 40, а потом спохватиться и родить от донора с помощью ЭКО. За 5000 евро как минимум. Четверо и больше крох всего в 10 процентах семей.

А если говорить про нас, мне очень нравится фраза одной многодетной мамы: «Я хорошая, муж неплохой, пусть добрых людей будет больше». Значит, дело совсем не в низкой финансовой поддержке. А в чем же тогда?

Светлана СЫРИЦКАЯ, мама двоих детей:

«Мы имеем исторический минимум и возрастной максимум»

Разве дело только в финансовой составляющей? Дети массово появлялись на свет даже в кризиcные 1990-е и 2000-е. А ведь тогда зарплата была ниже, пособия скромнее, программу жилищной поддержки сложно было назвать масштабной, а семейного капитала и в помине не существовало. Но речь сейчас не об этом. Я к тому, что ситуация не такая уж поверхностная и однозначная, как некоторые пытаются ее преподнести. Не исключено, что в падении рождаемости виноваты не только отсутствие уверенности в стабильности кошелька и длительный декретный отпуск, который мешает продвижению по карьерной лестнице семимильными шагами.

Прежде чем начинать бить в колокола, предлагаю рассмотреть ситуацию во всех ее проявлениях. Положа руку на сердце: нынешняя молодежь детей рожать не торопится — лично знаю парочку 25-летних супругов, которые прежде хотят пожить для себя. Хотя четверть века назад жизненные ориентиры были несколько другими: первенцев качали на руках уже в 20—25 лет. Но со временем возрастные границы сдвинулись в большую сторону. В основном из-за того, что изменились морально-ценностные установки общества: читай, жить стали хорошо, появилось много возможностей и соблазнов, которые так и хочется попробовать до того, как будет взвалено бремя пеленок-распашонок. В итоге среднестатистический возраст матери при рождении первого ребенка вырос до 29,4 года. Самый высокий в Минске — 30,7, наименьший на Гродненщине — 28,9.

Одна из причин снижения рождаемости: девушки стали затягивать с материнством. Как видно из статистики за 2018 год, спад идет в основном за счет сокращения количества первых и вторых детей: к уровню 2017-го их родилось 89 и 91 процент соответственно. Если говорить о третьем и четвертом ребенке, то цифры максимально приближены к абсолютному значению — 96 и 97 процентов соответственно. О каком-либо форс-мажоре говорить преждевременно. Уже через пару лет настанет тот момент, когда так называемое отложенное материнство перестанет быть отложенным и женщины, которые сейчас в выжидании, достигнув возраста 30—35 лет, будут укачивать своих первенцев. Насколько резонно подобное предположение, судите сами. Если в 1990-м в возрастной группе 30—34 года появилось 3947 малышей, то в 2018-м их количество выросло до 6153. При этом в 3,3 раза (до 12 322) сократилось количество детей, рожденных матерями в 24-летнем возрасте. Если говорить о возрасте до 20 лет, то цифры упали почти в семь раз: с 14 727 до 2259.

Есть еще одна причина, почему первенцев из года в год меньше. Если проанализировать данные за последние годы, видим, что резко сократилось количество женщин детородного возраста: в 1985-м родилось 165 тысяч детей, в 1995-м — 101, а в 2000-м — 93 тысячи. Через три года их и вовсе родилось 88 тысяч. Правда, потом наметился рост: пик пришелся на 2015-й, когда родилось 119 тысяч малышей. При этом, обратите внимание, как изменился коэффициент младенческой смертности: в 2018-м — 2,5 промилле, а в далеком 1985-м, который иногда ставят в пример по показателям рождаемости, — 14,5!

Только нельзя всех под одну гребенку: немало городов, где чаще говорят о естественном приросте населения, а не об убыли. В 2018-м положительные результаты показали Брест (1011 человек), Пинск (202), Жлобин (331), Гродно (848). Просматривается обнадеживающая динамика и среди небольших населенных пунктов: червенские Смиловичи и пуховичская Свислочь — 11 и 13 человек соответственно, Наровля — 38, Лельчицы — 48, Ганцевичи — 34. Это навскидку — примеров еще больше.

И хоть положительная динамика не зашкаливает, плюс есть — уже хорошо. Как сдвинуть дело в большую сторону? Два варианта. Дождаться, когда поколение 25-летних поживет вдоволь для себя и потом озадачится пополнением в семейном гнезде. Или же ускорить этот процесс. Например, ввести некоторые преференции именно для тех, кто все еще тянет кота за хвост. Или, наоборот, установить так называемый налог на бездетность. Понимаю, предложение не станет популярным в обществе. В СССР им также были недовольны, однако в холостяках долго не засиживались и с детьми не затягивали. Не согласны? Тогда цифра напоследок: почему в 1990-м родилось 142 тысячи детей, а в 1995-м — на 40 тысяч меньше? Над ответом предлагаю задуматься.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter