Где купить необходимую запчасть или узел для своего автомобиля?

Деталь секонд–хенд

Любой автомобиль рано или поздно ломается. А поскольку абсолютное большинство машин, находящихся у нас в личном пользовании, имеет солидный возраст, то ломаются они достаточно часто. И тогда неизбежно возникает вопрос: где купить необходимую запчасть или узел?

Фото Артура ПРУПАСА

Можно, конечно, отправиться в фирменный сервисный центр. Там, как в Греции, есть все. Однако нужно учесть несколько «но». Главное и решающее из них — за двигатель, например, могут запросить цену, сопоставимую со стоимостью всего вашего автомобиля, а то и выше. В любом варианте даже самая простая деталь будет стоить дорого. У неофициалов же, как называют дилеров, торгующих нелицензионным товаром, нужного можно не найти. А мотор, коробку передач и другой крупный узел вы там не найдете по определению. И тогда сам собой возникает вопрос о покупке узла, детали или агрегата, побывавших в употреблении. Насколько приемлем такой вариант? Рассмотрим все обстоятельства.

Стоит хоть раз побывать там, где продают бывшие в употреблении автомобильные детали и агрегаты, чтобы понять: ты окунулся в невидимый рядовому автовладельцу и довольно необычный мир секонд–хенда со своими правилами и обычаями. Типичная картина: в ангарах какой–то бывшей воинской части штабелями лежат поношенные колесные диски и шины, рядами стоят темные от потеков масла моторы с небрежно отрезанными патрубками системы охлаждения, по маркам и моделям шеренгами выстроены крылья и капоты разного цвета и оттенка. Между всем этим снуют парни в промасленных робах с неизменным мобильником, прижатым к уху плечом — чтобы не занимать руки. Только и слышишь: на эту модель ничего нет. Или: деталь стоит 15 (50, 300, 500) у.е. Найти адреса таких точек можно в любой автогазете, а лучше — по объявлениям в интернете.


Главное, на вторичном рынке искомое можно приобрести достаточно быстро и относительно недорого. Вот, к примеру, понадобился бензиновый двигатель объемом 1,6 литра для моего «Форда–Фокус» 2003 года. Машина прошла через несколько рук, общий пробег и условия эксплуатации практически неизвестны. Неудивительно, что силовой агрегат задымил, застучал и потерял мощность. Покупать новый мотор для старого «корыта» нелогично, да и не найти уже нужную модификацию. В поисках замены направился на авторынок в Ждановичи. Здесь несколько рядов заняты ларьками, забитыми покрытыми маслом и пылью, а то и коррозией агрегатами для машин разных марок. Для популярного «Форда» вариант нашелся с третьей попытки.

— 350 у.е. — назвал цену продавец Михаил. Однако ни о пробеге машины–«донора», ни о состоянии агрегата ничего толком сказать не смог. Лишь бодро заявлял: машина была хорошая, из Европы. В виде гарантии пообещал в случае поломки забрать мотор и вернуть деньги. Но установка и снятие агрегата — за счет клиента. А это, между прочим, около 150 у.е. для бюджетной марки. Кто возместит?

— Мы тоже рискуем, — ответил Михаил.

Идти ли на такой вариант — решать владельцу авто. Мой сосед, к примеру, заменил таким образом через фирму на своем «Фиате» мотор на агрегат с иномарки, прибывшей в Минск на разборку из Англии, и не прогадал. По словам продавца, пробег был всего 70 тысяч километров. И действительно, моторчик просто поет. Поскольку и в остальном машинка еще ничего, то вложение в виде 500 у.е. выглядит рациональным.


Но в то же время интернет пестрит историями о том, как раз за разом приходилось возвращать агрегаты продавцу, разоряясь на установке–снятии двигателя, рулевой рейки, кпп, ведущего моста. Возможно, потому, что «донором» выступила машина, завершившая жизненный путь на наших дорогах? О том, что это вполне возможно, косвенно свидетельствует большое количество объявлений типа «куплю автомобиль в любом состоянии, можно без документов». Наивно полагать, что покупатель хочет сделать из нее конфетку. Почти всегда машину, купленную за копейки, разбирают «на органы», остальное — в металлолом.

Все это оставляет в душе неприятный осадок. Но порой деятельность перекупщиков для простого владельца редкой или чересчур возрастной иномарки — единственная возможность относительно недорого поставить своего «железного коня» на колеса. Продавцы с авторынка примерно так и отвечают:

— Нужна деталь на «Вольво» 1995 года? Ищите по объявлениям. Мне торговать ими невыгодно.

И тут тоже нужно быть начеку. Хорошо если деталь, подлежащая замене, снята с автомобиля и можно сравнить ее с покупаемой. Но зачастую это невозможно. Помню, покупал на машину–универсал подголовник для среднего места на заднем сиденье. Как он выглядит — без понятия. Продавец между тем без зазрения совести предложил деталь от версии машины в кузове седан, а она другого размера и конструкции. Естественно, не подошла. А вернуть не удалось. Продавец то просто не поднимал трубку, то ссылался на отсутствие денег в данный момент. Так и валяется ненужный подголовник как свидетельство некомпетентности и необязательности.

Выводы


Подобный сюжет может иметь множество вариантов. Но чтобы не стать героем одного из них, сошлюсь на несколько правил, которые желательно непреложно соблюдать, раз вы решили купить деталь, побывавшую в употреблении.

Покупать изделие секонд–хенд есть смысл, если вам необходимы:

крыло, дверь или другая «кузовщина» (при условии, что она сильно не мята и не поражена коррозией);

двигатель или кпп для недорогой иномарки — если есть более–менее серьезные гарантии их нормального рабочего состояния;

декоративные и тому подобные детали салона, моторного отсека и т.п., которые иначе купить просто невозможно.

Не стоит покупать на вторичном рынке:

тормозные колодки, диски и прочие узлы и детали, отвечающие за безопасность автомобиля;

радиаторы, особенно для дизельных авто — велик риск купить очередное «решето»;

детали для ремонта цилиндро–поршневой группы двигателя: поршни, кольца, вкладыши и т.п., если даже на вид еще ничего, после приработки по новому месту могут быстро выйти из строя;

стартеры, генераторы и прочую электрику — велик риск нарваться на неисправный узел или деталь. В этом случае затраты на снятие–установку могут серьезно превысить стоимость самого изделия.

bibikov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter