Дешевое бывает дорогим

По каким критериям измерять эффективность закупаемого оборудования?

Беларусь сегодня уже превратилась в лакомый   рынок для многих иностранных компаний. И прежде всего для производителей технологического оборудования. Инвестиции в модернизацию основных фондов вкладываются немалые. И львиную долю их составляют бюджетные средства. Другими словами, деньги налогоплательщиков. Средства, на эффективное использование которых направлено пристальное внимание государственных органов. Другой вопрос, что зачастую возникают дискуссии, а по каким критериям измерять эффективность закупаемого оборудования? Ведь у технологической линии или генерирующего оборудования имеется масса параметров, которые влияют на стоимость закупаемой продукции и сроки окупаемости оборудования и объекта. Этот важный вопрос обсуждался на круглом столе с участием директора ОАО «Белэнергоснабкомплект» Василия Жукова, начальника управления эксплуатации электротехнического оборудования ГПО «Белэнерго» Владимира Парфимовича, генерального директора ЗАО «ИИП Евроэнерго» Игоря Павлиша, директора по развитию ЗАО «ЭнергоПро» Вадима Титовца, начальника отдела инвестиционных проектов ЗАО «ИПМ-Консалт» Владимира Уварова, заместителя директора юридической консалтинговой компании ОДО «Центр права ИНЭП» Антона Богатко.

Василий Жуков: Вопросы организации и проведения закупок были подробно рассмотрены на заседании у Президента 13 июня. Глава государства сделал свою оценку различным видам закупочной деятельности и дал соответствующие поручения. Сегодня разрабатывается новый проект указа, который и определит правила работы в дальнейшем.

Антон Богатко: Мне не понаслышке знакомы проблемы, связанные с организацией государственных закупок. Еще не так давно я сам работал на одном из крупных промышленных предприятий и в рамках своих служебных обязанностей занимался подобной деятельностью. Могу отметить: организацию тендера необходимо начинать с тщательной подготовки технического задания. И одна из основных проблем: у специалистов на предприятиях не всегда есть достаточно времени, чтобы провести подробное маркетинговое исследование и определить максимальный перечень потенциальных поставщиков товара, подлежащего закупке. А между тем от качественно подготовленного задания на закупку зависит результат той или иной процедуры ее проведения. В целом эффективность закупки зависит от того, насколько серьезно подошел заказчик к ее подготовке. Насколько качественно было проведено исследование рынка и потенциальных поставщиков, определены показатели, которым должен соответствовать предмет закупки, критерии, которым обязаны отвечать потенциальные участники тендера, а также многие другие факторы.

Владимир Парфимович: А что вообще означает понятие «сложнотехническое оборудование»? Какое определение сегодня существует в рамках действующего законодательства?

Игорь Павлиш: Полностью согласен с Василием Потаповичем: действующим законодательством отрегулированы многие вопросы, связанные с закупками. И «Белэнергоснабкомплект» владеет методиками прояснения и уточнения терминов и определений, которые прописаны в законодательстве. Есть процедура, согласно которой ваша организация обладает правом запросить соответствующее ведомство и получить разъяснение. Другой вопрос, делались ли подобные запросы?

Пункт 14 Указа Президента от 25 августа 2006 года № 529, который является главенствующим законодательным актом РБ, определяет право направления задания на закупку дорогостоящего сложнотехнического оборудования на согласование в комиссию по повышению конкурентоспособности экономики либо на проведение научно-технической экспертизы в Национальную академию наук Беларуси. Таким образом, понятие «сложнотехническое оборудование» фигурирует в указе, где также определены организации, ответственные за определение соответствия оборудования понятию «сложнотехническое». Может быть, следует запросить эти организации с целью прояснения всех нюансов этого определения? Но тема закупок в любом случае остается актуальной, и ее полезно обсудить.

Предлагаю рассмотреть проблему, которая очень волнует нашу компанию: практическое осуществление борьбы с необоснованным посредничеством, в частности при проведении закупок в сфере энергетики. Речь идет об организации проведения так называемых закрытых торгов. На простом языке это означает, что некий заказчик решает, что ему нужно купить какое-то сложнотехническое оборудование. Академия наук выдает заключение, что закупка целесообразна за рубежом, заказчик чешет за ухом и говорит, что нужно пригласить эту и эту компании, вот этот завод, а всех остальных желающих приглашать не стоит. Например, наша компания не согласна с таким подходом. Мы сделали запрос в Министерство архитектуры и строительства Беларуси и получили официальное разъяснение, что организатор торгов вправе принимать решение о проведении закрытых торгов, если объект строительства является: специального назначения; взрывоопасным объектом, находящимся на территории организаций и связанным с непрерывным производственным циклом; объектом строительства (включая проектирование), связанным с обеспечением безопасности движения поездов, развитием и эксплуатацией железнодорожного транспорта (автоматизация с механизацией сортировочных горок, устройства железнодорожной автоматики, электрификация железнодорожных путей, переустройство и ремонт железнодорожных путей); объектом строительства, связанным с обеспечением энергетической безопасности экономики и жизнедеятельности населения на действующих энергетических объектах, только на основании утвержденного Минэнерго перечня таких объектов.

В рамках наших возможностей компания проанализировала действующее законодательство и не обнаружила в нем определений «обоснованное» или «необоснованное посредничество». Между тем понятие «необоснованное посредничество» фигурирует в деловой переписке. И иногда это служит обоснованием, допускать или не допускать компанию к торгам. Поднимая этот вопрос, я не имею в виду кого-то конкретно, но есть необходимость принципиально определить правила игры. Всем должно быть ясно заранее, какими заслугами и ресурсами (квалификационными, кадровыми, административными, финансовыми или другими) должна обладать компания для представления на энергетический рынок республики современного, технологичного, эффективного оборудования. ЗАО «ИИП Евроэнерго» является дилером ряда крупных и известных во всем мире производителей. Свою деятельность компания осуществляет по принципу заключения договора купли-продажи с заводом-изготовителем. Цены для белорусских заказчиков формируются в соответствии с политикой производителя, как правило, за счет скидок, которые он предоставляет дилеру. И тем не менее иногда нам приходится слышать в свой адрес вопрос: а не является ли наша компания «необоснованным посредником»? Мне кажется, пришло время внести ясность в это понятие и убрать почву для возможных спекуляций. Если необходимо, можно выполнить ряд дополнительных административных процедур. Например, пройти регистрацию в Торгово-промышленной палате, но хотелось бы работать предсказуемо в рамках стабильного правового поля, делая акцент на качество и профессионализм.

Вадим Титовец: Важно понимать суть процессов, которые происходят на белорусском рынке оборудования. Приоритет государства — модернизация генерирующих объектов. И когда наша компания участвует в реализации таких проектов, у нас не всегда хватает компетенции. И тогда наша компания выступает в качестве партнеров компании «Siemens Power Generations». Фактически на территории Беларуси мы осуществляем управление проектами. И для нас в первую очередь важно понять, что необходимо нашему заказчику. Реализация крупных проектов напоминает процесс женитьбы. И необходимо понимать эффект от реализации всех циклов проекта. Ведь после предоплаты и перечисления денег начнется изготовление оборудования, соблюдение сроков поставки, пусконаладочные работы, гарантийное и послегарантийное обслуживание.

Владимир Парфимович: Давайте посмотрим с момента «сватовства». Работаете ли вы с проектными организациями?

Вадим Титовец: Работаем. Но, на мой взгляд, важна компетенция всех участников реализации проекта: заказчика, который формирует задание, подрядчиков и субподрядчиков, в том числе очень важна и компетенция проектной организации.

Владимир Парфимович: Проектная организация на стадии обоснования инвестиций разрабатывает архитектурный проект и оценивает его эффективность. На этой стадии потенциальные поставщики оборудования могут работать с проектировщиками и оказывать им компетентные услуги. А дальше в силу вступают законодательные положения проведения закупок: определяются тип и параметры оборудования, проект проходит государственную экспертизу. После этой процедуры сумму, необходимую на реализацию проекта, изменить уже невозможно. Вот где определяется эффективность, которая потом подтверждается эксплуатирующими организациями.

Игорь Павлиш: У меня есть вопрос по ответственности конкретного лица, осуществляющего процедуру закупки, при определении наиболее компетентного поставщика. Например, организация, которая будет эксплуатировать оборудование в последующем, непосредственно закупку не осуществляет, а организация, которая уполномочена проводить закупки, не несет прямой ответственности за то, как эффективно и надежно в последующем работает приобретенное оборудование. Ведь закупить «железо» не проблема. Но, приобретая оборудование, мы приобретаем прежде всего экономический эффект от его внедрения. И это главный приоритет. Наличие экономического эффекта является следствием совокупности характеристик и параметров оборудования. Конкурсные торги проводит «Белэнергоснабкомплект», но договоры-то на поставку оборудования заключает эксплуатирующая организация. Такая процедура проводится в соответствии с законодательством, вопросов нет. Но не кажется ли вам, что в ряде случаев ответственность за достижение  максимального экономического эффекта (как за выбор оборудования, так и за его выход на оговоренные эксплуатационные характеристики) получается размытой? Заказчик потом говорит: мне выбрали жену, которую я не видел, но она мне не подходит и вообще полностью не соответствует моим ожиданиям. Напрашивается вывод: ответственность организации, проводящей конкурсы и закупки, должна также распространяться на технические и на эксплуатационные характеристики оборудования, которые могут быть измерены при вводе его в строй. Одна из главных проблем существующих процедур закупок состоит в том, что ответственность претендента за заявляемые в своем конкурсном предложении технико-экономические параметры никак не фиксируется в последующем при договорных отношениях. Фактически поставщик может заявить практически любые параметры, не отвечая при этом за достоверность предоставляемой информации. На мой взгляд, необходимо разработать методику финансовой ответственности претендента и конкурсопроводящей организации в равной степени за соответствие параметров, изложенных в конкурсном предложении и договоре, тем характеристикам, которые впоследствии будут обеспечены при работе приобретенного оборудования.

«Р»: В одном из выступлений первый заместитель премьер-министра Владимир Ильич Семашко отмечал сложность проведения тендерных торгов. Ведь всегда найдутся проигравшие и недовольные. Некоторые начинают писать жалобы, стараются если не свою правоту доказать, то хотя бы потрепать нервы. Но лично у меня возникает другой законный вопрос. Почему-то по ряду объектов после проведения торгов приходится слышать совершенно полярные мнения относительно правильности принятого решения. И такая разбежка в оценках специалистов несколько настораживает. При оценке оборудования и поставщиков применяется ли комплексная оценка возможных экономических последствий? Есть хороший пример из перерабатывающей отрасли, когда одно из предприятий приобрело японские компрессоры для холодильного оборудования, которые по цене оказались дешевле немецких. Но представительства компании в Беларуси нет, а поэтому через несколько лет обозначилась проблема: ближайший сервисный центр для такого оборудования находится в Токио. И теперь на предприятии не знают, что с компрессорами делать: и менять еще рано, и обслуживать слишком дорого…

Владимир Парфимович: Вопрос упущенной выгоды юридически не оценивается. Ее невозможно точно подсчитать, пока не произошли определенные события. Скажем, на северо-западной ТЭЦ в Санкт-Петербурге установили оборудование одного уважаемого немецкого производителя. Но через день после окончания гарантийного срока у турбины отвалились лопатки. На этом же объекте взорвались два американских высоковольтных выключателя. Кто мог просчитать экономические потери от этих поломок на стадии закупок?..

«Р»: Но немцы и американцы каким-то образом просчитали надежность оборудования таким образом, чтобы оно ломалось после даты окончания гарантийного срока…

Владимир Парфимович: Мы обсуждаем моменты, которые четко прописаны в законодательстве. Его необходимо внимательно читать, выполнять требования, и все будет в порядке. А законодательство оставляет за заказчиком право прописывать процедуру проведения закупок, определять параметры поставляемого оборудования. И если среди участников торгов присутствуют недобросовестные компании, которые поставляют некачественное оборудование или оно не работает, то у заказчика имеется право приглашать или не приглашать такие предприятия на торги.

Владимир Уваров: Наша компания работала с одним предприятием по выбору для него технологической линии. Около полутора лет оценивали различные виды оборудования, просчитывали различные варианты бизнес-планов — всего около десяти, в том числе и с учетом стоимости строительно-монтажных работ. У каждой линии была своя стоимость, свои характеристики, смотрели, как они отражаются на конечном продукте, который планировалось реализовывать потребителям. Окончательно вопрос решался на уровне правительства. Первоначально несколько вариантов по комплексной поставке оборудования прорабатывали с одной известной швейцарской инжиниринговой компанией. Но потом было высказано предположение, что такой посредник только «забирает» себе лишние полмиллиона евро. Но когда вышли непосредственно на производителя основного оборудования, то он заявил: мы не работаем напрямую, а только через инжиниринговые компании. В вопросе приобретения технологического оборудования существует множество нюансов, которые влияют на конечную эффективность проекта: сроки поставок, возможность привлечения иностранных кредитных линий, преференции по оплате… Скажем, в нашем случае швейцарцы предлагали предоставить свой кредит, китайские производители — свой.

Владимир Парфимович: Другими словами, под эффективностью проекта вы понимаете чистый дисконтированный доход, который суммирует все экономические составляющие, а не эффективность, скажем, двигателя?

Владимир Уваров: Да, это основной показатель, если говорить об экономической эффективности инвестиций. На его значение влияют и технические параметры оборудования.

Игорь Павлиш: Представляется весьма актуальной проблема методики расчета экономического эффекта, приносимого закупаемым оборудованием. В Западной Европе уже давно в любых конкурсах при закупках сложнотехнического оборудования претендент представляет контракт на поставку, контракт на снабжение запасными частями на установленный период, с фиксированными ценами и точным количеством запчастей и расходных материалов, ручаясь тем самым покупателю за неизменность заявленных стоимостей и гарантированность бесперебойной работы оборудования на требуемый период. А то ведь может произойти, как в той истории: купили игрушку за 20 долларов, а ремонт ее стоит 19 долларов. Разработку таких методик и было бы целесообразно осуществлять организациям, уполномоченным проводить закупки. 

Владимир Уваров: Конечно, этот параметр влияет на реализацию проекта. Например, швейцарская компания сразу сказала, что в предложенной технологической линии один из агрегатов будет китайского производства. Заказчиков это не устраивало. Но швейцарская инжиниринговая компания, имеющая надежную репутацию, была готова дать свою гарантию на качество линии.

Владимир Парфимович: Но в энергетике практически точно так же и делается. Есть научно-исследовательские и проектные институты, которые выбирают технологию, делают обоснования инвестиций, выбирают характеристики и параметры оборудования, просчитывают эффективность, после этого проект проходит экспертизу, и только тогда заказчики получают разрешение на закупку.

Владимир Уваров: Но как определить рыночную цену оборудования, когда свободного рынка такой продукции фактически нет?

Игорь Павлиш: Опыт последних лет по осуществлению модернизации и реконструкции объектов белорусской энергосистемы определил тенденцию все более оправданного присутствия на рынке поставок не торговых компаний, а инжиниринговых предприятий, которые вместе с предлагаемым продуктом способны обеспечить определенный необходимый объем инженерных услуг. Действующим правовым полем в отношении закупок статус инжиниринговой компании никак не определен. А ведь объектов строительства становится все больше и больше, требования к квалификации и компетентности поставщиков с каждым днем повышаются. Однако на сегодняшний день наличие штата инженеров, людей интеллектуального труда, не является фактором конкурентоспособности юрлица при участии в торгах. Может быть актуальным вопрос неких преференций компаниям, которые будут специализироваться на инжиниринговых услугах, создавая тем самым добавленную стоимость и улучшая показатели торгового баланса. А вот регулирование конкурсных торгов путем применения закрытых процедур при закупках оборудования мне представляется неоправданным.

Вадим Титовец: В данном случае очень важен профессионализм участников поставок. И если у компании не хватает соответствующей квалификации, совершенно не обязательно ее допускать к торгам. «Возбудить» жалобой систему достаточно легко, и когда в эту иерархию попадает какое-либо письмо обиженного участника тендеров, тогда система начинает колыхаться, а решения по какому-либо тендеру могут откладываться на месяцы. Ведь контролирующим органам необходимо все проверить, во всем разобраться…

Владимир Парфимович: А вдруг произошла какая-нибудь ошибка?

Вадим Титовец: Но это приводит к тому, что вовремя не вводятся в строй объекты. Могу привести пример Лидской ТЭЦ. Тендер на поставку оборудования с наименьшей ценой выиграл «СНТК им. Кузнецова», все параметры были изложены на бумаге, но бумага иногда все стерпит. И до сих пор котельная не запущена в эксплуатацию, все сроки сорваны. Вот и можно считать ущерб от того, что не была произведена энергетическая продукция.

Игорь Павлиш: Корректно коснусь истории этого вопроса. На поставщика оборудования в Лиду не была возложена финансовая ответственность за последствия. Если бы такой пункт был включен в договор с предоставлением «СНТК им. Кузнецова» банковской гарантии на гарантийный срок службы оборудования, таких бы проблем не было. Или вот еще история. Одна государственная организация приобрела когенерационную установку у крупной финской компании с мировым именем, производящей, кроме прочего, газопоршневые двигатели единичной мощностью более 8 МВт. По каким-то причинам в объем поставки не включили оборудование, которое отвечает за обеспечение нормативов по шуму. Сейчас заказчик вынужден изыскивать возможности дозакупать недостающие детали, которые стоят около 140 000 евро. А ведь на это тратятся бюджетные средства! Возникает вопрос: а как же делалась оценка конкурсных предложений?

Вадим Титовец: Инжиниринговая компания, в принципе, может взять на себя много ответственности. Но вопрос ее компетенции остается актуальным: насколько компания долго работает на рынке, какие проекты реализовывала, какие это принесло прибыли и так далее. Необходимо устраивать предквалификационные оценки компаний перед проведением тендера.

Игорь Павлиш: Компетенция, действительно, может быть мерилом, которое определяет возможность доступа компании к поставкам оборудования того или иного уровня сложности. Но компетентность поставщика в любом случае должна обеспечиваться банковской гарантией с полной финансовой ответственностью за последствия, которые поставляемое им оборудование может принести в виде экономического эффекта либо ущерба. Компетентность — это важный и безусловный фактор. Ведь сегодня еще имеются случаи, когда в тендерах участвуют компании, в которых работает 1,5 — 2 человека, а телефоны могут быть зарегистрированы на бабушек или дедушек.

Василий Жуков: Все вышеперечисленное законодательство не запрещает делать. И один из эффективных способов свести к минимуму все риски при поставках — грамотная и скрупулезная проработка технического задания на закупку. В нем можно указать и все квалификационные данные, которыми должны обладать участники торгов, и финансовое обеспечение, и гарантии соблюдения сроков поставки, и другие параметры. И тогда сразу выпадают фирмы-участники, созданные на один день или под конкретную закупку. Организации, которые предлагают гарантии и закладывают свои деньги, которыми рискуют, практически всегда все свои обязательства реализуют в сроки, указанные в контрактах. Но важен вопрос и проведения маркетинговых исследований. И не только тех компаний, которые пришли на тендер. Дилер может и демпинговать, поэтому необходимо сделать запрос на завод-изготовитель, узнать, будет ли поставлено такое оборудование, дадут ли гарантию. И когда потом, владея такой информацией, разговариваешь с представителями подобной компании, то они понимают, что их кругом проверили, и добровольно отказываются от участия в торгах. Это громоздкая работа, но ее необходимо проводить. И если такие меры будут претворяться в жизнь, то на рынке останутся только солидные и порядочные компании, которые будут вырастать в инжиниринговые фирмы, производственные, а в системе поставок оборудования не будет сбоев.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter