Минск
+7 oC
USD: 2.21
EUR: 2.39

Почему тендеры порой заканчиваются уголовными делами о взятках

Дешевле бывает

Коррупция, поставки сладкого товара по бросовым ценам на зарубежный рынок и реэкспорт дорого обошлись сахарной отрасли страны. Прежде серия резонансных приговоров была вынесена бизнесменам и чиновникам, связанным со здравоохранением. Как навести порядок в сфере госзакупок?

pixabay.com

По оценкам международных экспертов, сегодня возможности мировых производителей намного превышают не только спрос на различные товары для субъектов экономики и населения, но и их реальные потребности. Произвести популярную продукцию давно уже не проблема, но как ее реализовать конечному потребителю? Более того, не просто продать, а быстро и с хорошей прибылью. Для этого и создаются дилерские сети — посредники помогают поставлять товары от производителей конечным потребителям в кратчайшие сроки и по конкурентным ценам.

Но иногда некоторые предприятия как государственной, так и частной форм собственности пользуются услугами посреднических структур, действующих по весьма сомнительным алгоритмам. Махинации с ценами, которые в некоторых случаях могут превышать стоимость товаров в несколько раз, позволяют недобросовестным дельцам скрывать реальную выручку. В итоге огромные суммы уходят в офшорные зоны, не платятся налоги, а деньги оседают в карманах мошенников. Такое посредничество допускать нельзя, оно ведет к росту себестоимости товаров и снижению доходов предприятий и ложится в конечном итоге в виде значительно завышенных цен на рядовых покупателей. Именно с такими формами посредничества неоднократно призывал бороться Президент.

Нарушения, связанные с закупками товаров, работ и услуг по завышенным ценам, выявлены Комитетом государственного контроля практически во всех сферах хозяйственной деятельности в стране. Они зафиксированы в организациях системы министерств сельского хозяйства и продовольствия, промышленности, транспорта и коммуникаций, строительства и архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства, лесного хозяйства, здравоохранения, образования, концерна «Белнефтехим», потребкооперации и других ведомственных учреждениях.

Как рассказал начальник главного аналитического управления Комитета государственного контроля Дмитрий Санько, проведенный анализ показал, что необоснованное посредничество не имеет отраслевых рамок — оно присутствует везде, где есть не совсем чистоплотные люди, желающие обогатиться за счет других. Мошеннические схемы, как правило, построены на взяточничестве, злоупотреблении и превышении служебных полномочий в корыстных целях. К сожалению, установление максимально возможных барьеров и запретов не является гарантией отсутствия нарушений. Проверки КГК показали, что одной из первопричин дорогих закупок являлось отсутствие порядка определения ориентировочной цены закупки и формальное изу­чение конъюнктуры цен на закупаемые товары. Произвольный порядок создавал условия для лоббирования должностными лицами заказчика интересов конкретных поставщиков, в том числе путем подготовки тендерной документации под конкретные торговые организации. Например, такие действия при проведении закупок медицинского оборудования РУП «Белмедтехника» позволили отдельным компаниям создать обширную посредническую сеть организационно связанных структур и занять устойчивые позиции в сфере поставок медицинских изделий для госучреждений. Это привело к завышению стоимости закупаемых товаров и потерям бюджета на сумму в эквиваленте около 5,3 миллиона долларов. Оказалось, что для закупок за счет собственных средств государственных и с долей собственности государства организаций и вовсе не установлено требование по предварительному изучению цен рынка.
По расчетам нашего Правительства, посредники «съедают» до 3% ВВП, что составляет около 1,5 миллиарда долларов!
Выявлены факты, когда поставщики готовили заказчикам технические условия (рецептуры продукции) под собственные предложения. Например, применение мясокомбинатами в производстве продукции навязанных поставщиками комплексных пищевых добавок приводило к их безальтернативной закупке по завышенным в разы ценам. Так, сумма завышения стоимости поставленных частной компанией в 2017—2018 годах добавок, закупленных на внешнем рынке, составила в эквиваленте более 2 миллионов долларов. Все эти накрутки легли в цену готовой продукции.

Сотрудничество ГП «Управляющая компания холдинга «Белорусская цементная компания» с определенными структурами при закупках материальных ресурсов без проработки возможности их приобретения напрямую у производителей привело к дополнительным финансовым расходам и, как следствие, к увеличению себестоимости продукции. Только по выявленным фактам закупок железной руды, гипсового камня, мелющих шаров и прочего дополнительные расходы организаций цементной промышленности в 2017—2019 годах составили около 8 миллионов руб­лей.

Не способствует искоренению недобросовестных посредников, по мнению начальника управления, непринятие заказчиками мер ответственности в отношении тех поставщиков, которые не выполнили предусмотренные договорами обязательства, поставили некачественный товар или иным образом не исполнили условия сделки, а также выиграли в процедурах закупок на основании документов, содержащих недостоверные сведения. Анализ подобных случаев показывает, что присутствие на рынке необоснованных посредников зачастую является следствием неэффективности механизмов внутреннего контроля в организациях, ненадлежащей внутренней регламентации корпоративных процедур закупок. Именно это стало одной из главных причин возникновения устойчивых посреднических схем.

Настало время активных действий: с 1 июля прошлого года начала действовать новая редакция Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Одной из важных новаций является создание государственной информационно-аналитической системы по управлению государственными закупками. Эта система должна гарантировать проведение только тех процедур закупок, которые обеспечены бюджетными ассигнованиями, а также позволить прослеживать весь процесс их осуществления, начиная от объявления процедуры и заканчивая исполнением договора. Теперь контролирующие органы смогут дистанционно получать информацию о субъектном составе участников, включая тех, с которыми заключен договор, и ценах.

К сожалению, пока не разработан механизм определения вреда и привлечения к ответственности субъектов хозяйствования и их должностных лиц при выявлении фактов необоснованного завышения стоимости товаров (работ, услуг), цены на которые не регулируются государством. Это, как считает Дмитрий Санько, является одним из основных факторов, препятствующих эффективной работе в данном направлении. Существующие условия требуют принятия комплексных организационных мер на уровне Правительства и органов государственного управления. Выявленные в ходе контрольно-аналитических мероприятий факты необоснованного посредничества, причины и условия, им способствующие, были рассмотрены на совместном заседании коллегий Комитета госконтроля и Генпрокуратуры. Разработаны и направлены в Совет Министров конкретные предложения для принятия эффективных мер. Главная цель — ликвидация необоснованного и недобросовестного посредничества на ранней стадии, до появления договорных обязательств между сторонами.

КАК БОРОТЬСЯ С НЕДОБРОСОВЕСТНЫМ ПОСРЕДНИЧЕСТВОМ?

 Владимир Поплыко, кандидат экономических наук:

— Акцент надо делать именно на борьбе с недобросовестным и необоснованным посредничеством. Речь, в частности, о госзакупках. Негативных примеров предостаточно. Но универсальных методов борьбы быть не может: каждый конкретный случай должен рассматриваться индивидуально соответствующими службами Госконтроля и других органов. Ведь бывает и так, когда посредническая структура может предложить наилучшие условия, пользуясь различными преференциями от производителя.

Катерина Борнукова, экономист:


 — Если видна коррупционная составляющая — бороться с посредничеством в таких случаях необходимо, такие процессы «разъедают» экономику изнутри. В мировой практике эта проблема уже существует давно, но с ней довольно эффективно борется система открытых тендеров. У нас такая система тоже есть, но необходимо постоянно проверять, в состоянии ли она эффективно противостоять современным коррупционным угрозам. Однако нельзя забывать, что коррупционные риски возникают именно там, где мы иногда вводим не всегда обоснованные ограничения. Эффективно работающая экономика уже сама по себе способна противостоять чуждым ей механизмам ценообразования. А результативный дистрибьютер — необходимое звено в общем процессе.

shamko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Загрузка...