Держать ли дистанцию, студент?

Если  вы  платите,  то  вас  «тянут»  с  курса  на  курс  —  неверный  стереотип…

Если  вы  платите,  то  вас  «тянут»  с  курса  на  курс    неверный  стереотип…

Интересно, нашелся бы сегодня энтузиаст, готовый последовать примеру Михаила Ломоносова и преодолеть пешком не одну тысячу верст, чтобы носить гордое звание студента? Так или иначе, сегодня, чтобы получить престижное образование, не нужно вместе с рыбным обозом добираться до столицы. Все гораздо проще. Классические формы обучения потеснило западное ноу-хау: высшее образование можно получать, не отходя от любимого компьютера. 

ДО:  что  это  и  с  чем  его  едят?

Социологи утверждают, что к 2010 году высшее образование из разряда «престижного» перейдет в «базовое». Требования к хорошим специалистам возрастут. Совершенствование знаний станет не целью, а образом жизни. Такова политика времени. Как быть? Выход есть всегда. 

Сегодня в условиях тотальной компьютеризации всех сфер жизни человека все более и более доступной формой обучения становится дистанционное образование (ДО). Суть его проста. Физическое общение преподавателя и обучающегося сведено до минимума. В основе образовательного процесса – целенаправленная и контролируемая самостоятельная работа студента. Место дислокации учащегося – любое удобное для него. Расписание – индивидуальное. Есть вопросы, что-то непонятно – преподаватель посредством электронной почты, специальных форумов  даст дельные консультации, поможет разобраться с материалом. Все. Сдавай сессии и получай диплом.                             

А  что  у  нас?

Министерство образования начало активную работу по созданию национальной системы дистанционного обучения. Пионером «движения» стал Белорусский национальный технический университет. В 2000 году на базе его факультета информационных технологий и робототехники создан Международный институт дистанционного образования (МИДО). Спустя четыре года решением совета БНТУ в институте появились кафедра «Дистанционные технологии образования», ее филиал на базе Гродненского государственного политехнического колледжа и учебно-консультационный пункт в Солигорске. Сейчас в МИДО учится около 700 студентов. 

Активность проявил и Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники. Он провел колоссальную работу в подготовке материальной базы для новой системы. Неудивительно, что в 2002 году университету позволили провести эксперимент по организации дистанционного обучения. Сейчас БГУИР — лидер в совершенствовании дистанционного образования в нашей республике. 

— В последнее время дистанционная форма обучения обретает большую популярность, особенно среди людей, которые получают второе высшее образование, — говорит Сергей Городко, начальник Центра дистанционного  обучения БГУИР. 

В этом году Центр отмечает маленький юбилей: 5 лет назад прошел первый набор на дистанционную форму обучения. Сегодня здесь обучается около 500 человек по 7 специальностям (в основном экономического и информационного плана).  

Процесс обучения прост. При поступлении новоиспеченные студенты получают специальный компакт-диск с учебно-методическими материалами по выбранным для изучения дисциплинам. Их количество может варьироваться в зависимости от желания студента (не менее 7 и не более 13 предметов в год).  Причем ребята изучают материал в том порядке, который устраивает их самих. И темп обучения каждый выбирает себе сам: фиксированные сроки обучения как таковые отсутствуют (можно пройти срок обучения и за 3 года, и за 10 лет). 

— Получение «корочки», а не знаний посредством дистанционного образования – заблуждение, — утверждает Игорь Сатиков, директор МИДО. — На протяжении всего семестра мы проводим консультации, увеличиваем количество контрольных работ. Несмотря на достаточно свободную форму обучения, график работы у студентов все равно очень плотный. Расслабляться некогда. 

У многих сложился стереотип: если студент платит, то его «тянут». Это не так. В прошлом году за академическую неуспеваемость отчислена седьмая часть учащихся.  

— Я считаю, что дистанционную форму обучения нужно развивать, а также всячески поддерживать желающих обучаться именно по этой системе. Как правило, «дистанционщики» — люди, которые имеют среднее специальное либо высшее образование, уже работают. И тем не менее не останавливаются на достигнутом, тратят деньги на свое обучение, — продолжает Игорь Сатиков. — Они думают о будущем, хотят добиться большего. Ведь образование – это не только гарант карьерного роста, а в первую очередь — самосовершенствование. 

Блиц-опрос в тему

«Интересно,  а  что  думают  о  дистанционном  образовании  студенты, выпускники  и  преподаватели?»    задалась  вопросом  «Р». 

Александр, 21 год, студент 5-го курса БГУ (дневное отделение): 

— Я дистанционное обучение воспринимаю как хобби. Это реальная альтернатива для людей с плотным графиком работы, которые хотели бы получить определенные знания, чтобы их в дальнейшем развивать. 

Алексей, 26 лет, выпускник мехмата БГУ: 

— С подозрением отношусь к такому получению знаний. Ведь требуется большая сила воли, чтобы самому себя заставить досконально изучать материал, докопаться до сути. Большинство видит один плюс: «корочку».  

Петр, 37 лет, выпускник физфака БГУ: 

— Мне кажется, дистанционная форма обучения ничем не хуже классических моделей. Но личное общение с преподавателем ничем не заменишь — профессор передает часть своего восприятия, интеллигентности студентам, что поддерживает  традиции. 

Андрей АНАНЬКО, старший преподаватель кафедры международного экономического права БГЭУ: 

— После 9 лет преподавания права в университете я пришел к выводу, что наши студенты, увы, пока не готовы к дистанционному образованию. Они норовят идти по пути наименьшего сопротивления, не хотят работать самостоятельно. Привыкли, что преподаватель все разжевывает, а конспект заменяет работу с первоисточниками. Надо менять менталитет студента. В этом плане практика дистанционного обучения может быть особенно полезна. Она поможет выработать навыки самостоятельной работы и гибкость мышления. Ведь педнаукой установлено: лучше всего усваивается информация, добытая самостоятельно. 

Только факты

uВ конце XIX века благодаря появлению регулярной почтовой связи началась эпоха «корреспондентского» образования. Студенты отсылали письменные работы по почте, а назад получали комментарии преподавателей, новые задания и учебные материалы. 

uПервый в мире университет дистанционного образования — Открытый университет — создан в Великобритании («открытые» университеты финансируются правительством и предоставляют курсы с использованием телевидения и радио). 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter