Держать корову выходит из моды?

Или как поднять престиж самостоятельного крестьянского трудаВ Беларуси стараются пробудить крестьянскую инициативу. Личное подворье всегда оставалось спасительной палочкой-выручалочкой не только для крестьянина, но и для страны.

В минувшем году в частном секторе было получено почти 90 процентов картофеля, примерно столько же плодов и ягод, пятая часть молока, реализовано около 17 процентов мяса скота и птицы в живом весе от общего объема продукции в хозяйствах всех категорий. Зерна меньше — немногим более 6 процентов. Оно и понятно: чтобы сеять зерновые культуры или, скажем, сахарную свеклу, нужны простор, размах. Здоровый крестьянский консерватизм  уберегал селян от гигантомании — они всегда выращивали то, что дает стабильную прибыль. Только вот выращивать сельхозпродукции они стали меньше. Подсобные хозяйства незаметно уходят из деревни — лишь за прошлый год их стало меньше на 17 тысяч. Да и многие из тех, что остались, попросту оскудели. Сегодня далеко не на каждом личном подворье найдешь корову, лошадь или овец. Крестьяне новой формации в лучшем случае держат птицу или поросят. Скукожились по площади огороды и картофельные поля. Старикам и их обработать непросто. Да и, как многие из них говорят, выращивание той же картошки становится экономически невыгодным делом. Разве что для себя...
Безусловно, многое зависит от желания каждого человека заниматься ведением домашнего хозяйства, хотя сельхозорганизации и стараются обеспечить все заявки сельского населения по поставке молодняка свиней и птицы, доставке комбикормов. Ежегодно выделяются государственные кредиты на закупку выращенной в личных подсобных хозяйствах продукции. Действует специальная программа, направленная на поддержку ЛПХ. Но, несмотря на принимаемые меры, тенденция к снижению объемов производства на личных подворьях продолжается. Если учесть, что доля частного сектора в общем объеме производства сельхозпродукции составляет 35 процентов, то перекрывать такое большое падение объемов продукции в личных подсобных хозяйствах граждан сельскохозяйственным организациям с каждым годом становится все труднее и труднее.
Почему же сельчане стали меньше продавать государству сельскохозяйственной продукции? Тому есть разные причины. Сельское население стареет, и многие пожилые люди просто физически уже не могут держать, например, коров. А молодежь не особо к этому стремится. Уровень жизни в деревне приблизился к городскому — проще и дешевле купить те же молоко, мясо в магазине, чем самим производить. Да и хозяйства облегчают жизнь своим работникам — выращивают для них  овощи, картофель на общественных полях. Ну а те, кто все же вкалывает на своих сотках, сталкиваются с другой проблемой: чтобы труд себя окупил, мало произвести продукцию, надо еще с выгодой ее продать.
Вот и министр сельского хозяйства и продовольствия Семен Шапиро главную причину видит в слабой экономической заинтересованности крестьян в производстве продукции. Он предлагает увеличить надбавки к закупочным ценам на сельхозпродукцию личных подсобных хозяйств. Стоило бы вернуться к старой системе доплат за молоко, так как введенную с этого года население не приняло. Оно по-прежнему отдает предпочтение доплатам за сданный литр молока. Кстати, в нынешнем году наметилась положительная тенденция по закупке молока у населения, хотя количество коров на подворье сельчан снизилось. Просто у крестьян появился стимул больше сдавать молока государству.
Если продолжать разговор в том же ключе, то необходимо пересмотреть и выплаты надбавок за поставляемый населением молодняк крупного рогатого скота, доплачивать за картофель, который крестьяне сдают на переработку крахмальным заводам. Нынешняя же закупочная цена на него порой не окупает даже затраты на доставку, в итоге картофель зачастую скармливается скоту. А страна закупает недостающий крахмал за рубежом. Почему не открыть специальную кредитную линию для тех, кто имеет личные подсобные хозяйства и хочет приобрести, скажем, коров или лошадей, но не имеет для этого средств?
Сегодня в личных подсобных хозяйствах находится свыше миллиона гектаров земли. Не везде она эффективно используется: кому-то не по силам, а иным — лень. Так почему не разработать систему сдачи земли крестьянами в аренду хозяйствам? Так, например, считает председатель правления Национального банка Беларуси Петр Прокопович. По его  мнению, стоило бы заинтересовать крестьян в производстве любой продукции, которая востребована на рынке. Например, в выращивании овощей, плодов, сборе и сдаче ягод.
Впрочем, чем заниматься человеку — выращивать животных, птицу, картофель, огурцы или ягоды — решать ему. Главное, чтобы у него был стимул. Не случайно на одном из последних заседаний президиума Совета Министров премьер-министр Сергей Сидорский заявил: “Мы не должны заставлять крестьянина вести подсобное хозяйство. Выбор остается за ним. Хочет механизатор после работы заниматься своим хозяйством — это его право и выбор. А задача государства — создать условия для такой работы”. Руководитель правительства потребовал в течение месяца выработать такую систему мер, которая бы действительно стимулировала развитие личных подсобных хозяйств.
Ну и, наконец, нужно определиться со стажем для крестьян. По сей день владельцы подворий считаются безработными, им не начисляется трудовой стаж, хотя работают они без выходных и праздничных дней. А между тем подворье для многих людей не подсобный, а основной источник существования. К слову, Минсельхозпрод предлагал зачислять в трудовой стаж граждан на определенных условиях работу в личном подсобном хозяйстве, но это предложение не поддержано Министерством труда и социальной защиты. А жаль. Надо поднимать престиж самостоятельного крестьянского труда, крестьянского образа жизни, у которого есть преимущества перед городским. Крестьянин — прежде всего собственник. Ему чужд наемный труд. И делая ставку на крупные сельхозпредприятия, следует оставлять поле деятельности для самостоятельного труда.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter