Дерзайте, вы талантливы!

Как определить свое призвание? И можно ли воспитать талант? Об этом размышляют наши читатели...

«Дерзайте, вы талантливы!» — часто повторяют, обращаясь к молодым людям. Действительно есть предположение, что если бы мы смогли хотя бы на 50 процентов мобилизовать свои природные данные, то не просто талантливых — гениальных специалистов, профессионалов было бы среди нас в тысячу раз больше. Но как мобилизовать свои способности, кто может в этом помочь? Как определить свое призвание? И можно ли воспитать талант? Об этом размышляют наши читатели.


Стоит ли возводить преграды?


Девушка, с которой я поступал в колледж, сдала тест на 179 баллов из 180 возможных. Это был лучший результат, она намного опередила всех. Девушка была умная и дерзкая, нередко спорила с преподавателями, доказывая свою точку зрения на тот или иной вопрос. И хотя все ребята признавали ее способности, соглашались с тем, что она мыслит шире, чем они, но никто не дружил с ней, большинство вообще сторонилось. А вот я ее поддерживал, менялся с ней книгами, слушал, словно зачарованный, ее планы. Пытался убедить однокурсников, что девушка — молодец, делает такие продвинутые сайты, пишет программы. Но она все равно ушла из колледжа через три месяца. Одинокая, талантливая и так никем и не понятая... Я часто думаю: как сложится ее судьба? Неужели никто так и не поддержит ее? Ведь именно от окружающих во многом зависит психологический комфорт талантливого человека, а значит, и его успехи. Конечно, талант все равно любые преграды преодолеет, но стоит ли возводить эти преграды? Если бы все мы были внимательными к талантливым людям, поддерживали их, мы бы все от этого в результате выиграли.


Леонид Волкович, Могилевская обл.


Сам себе учитель


Я много лет работал в школе, в педагогическом училище. Хочу поделиться своими наблюдениями, подкрепленными выводами психологов. Процесс современного образования поставлен так, что ученика (студента) заставляют к определенному сроку сделать то или иное задание, выучить определенный


объем материала. И этот общепринятый «школярный» подход к обучению просто отбивает у учащихся творческое отношение к делу. У них зачастую пропадает интерес даже к тому, что им некогда нравилось. При самообразовании же человек изучает то, что ему больше нравится. В результате люди, которые обучались чему–либо по собственному желанию, сами себе были учителями, часто более грамотные специалисты, чем выпускники учебных заведений, окончившие их лишь ради диплома.


Я, конечно, не призываю всех поголовно заняться лишь самообразованием. Но мне кажется, необходимо придать ему более значимый статус.


Валентин Юргевич, Витебск.


Менеджер за школьной партой


Сегодня очень важно воспитывать и поддерживать управленческий талант. Именно он, на мой взгляд, поможет эффективно выйти из кризиса, обеспечить прогресс во всех сферах экономики. Талантливый менеджер подобен вертолету. Чем шире размах вертолетных лопастей, тем быстрее вращение и тем быстрее движение. Управленческий талант — это способность сгенерировать идею и увлечься ею, воодушевить ею своих последователей и предоставить им ресурсы для ее реализации. Именно идеи очень важны. Талант живет идеями, он же генерирует их. Талантливый руководитель в отличие от среднего шире в рационально–эмоциональном плане. То есть он может рационально мыслить и при этом поднимать и вести людей за собой. Он обеспечивает людей ресурсами для реализации идей. Талант может получать равное удовольствие от процесса и от результата, для него важно и то и другое. Наконец, талант сбалансирован. У него нет провалов, каких–то нулевых значений, тогда как у среднего менеджера по одной из управленческих шкал непременно что–то проваливается.


Сегодня, на мой взгляд, нужно искать и находить новые возможности и подходы к воспитанию талантливых менеджеров. Пока у нас этот процесс идет по традиционным схемам, сложившимся еще в советские годы. Но само время диктует совершенно новые требования! Поэтому, мне кажется, управленцев нужно готовить уже в вузе, а еще лучше в школе.


Алексей Безверхий, Минск.


Уроки для детей и взрослых


Почему из десятка тысяч потенциально высокоодаренных людей находит себя лишь один? И в конечном счете получается лишь одна стопроцентно выдающаяся личность на 5 — 10 миллионов человек? Дело в том, что для того, чтобы талант развился, ребенку мало родиться у умных и талантливых родителей. Нужны еще, выражаясь научным языком, среда с социальной преемственностью, гармоничное воспитание, мощное воздействие внешних факторов — импрессинг. Сегодня, наблюдая, как быстро развиваются наши дети, насколько раньше обычного овладевают разными умениями, я еще раз убеждаюсь в том, что первые годы жизни ребенка — самые ценные для его будущего. Но именно в эти годы малыш больше всего зависит от мамы и папы, от того, что они предпримут для его развития, какие факторы будут считать важными, а какие — второстепенными. Поэтому взрослых тоже нужно учить, как вырастить из малыша талантливую личность. Ведь почти все дети изначально в чем–то талантливы. Среди подростков талантов значительно меньше. А талантливые взрослые — это, скорее, исключение, чем правило. Что происходит с детьми по мере взросления? Почему хрупкие ростки индивидуальности, таланта в большинстве своем засыхают? Почему явные способности часто не раскрываются, не становятся талантами? Мне кажется, потому, что взрослые подавляют ребенка или просто не помогают ему развивать и сохранять его способность удивляться всему, будто видишь это в первый раз. И став взрослым, сохранить ощущение, что нечудесного в мире нет. Воспитывать все это нужно и в детях, и во взрослых. Именно такие взаимные уроки помогут стать талантливыми и детям, и взрослым.


Вера Сахнович, педагог, Брест.


Астероид 11438


Попытки понять природу таланта, гениальности, объяснить это явление никому не удавались. В смутных догадках, идущих еще с античных времен, гениальность трактуется как вид иррационального вдохновения и озарения свыше. В любом случае это всегда новый взгляд на нечто известное и как результат — открытие уникальных путей творчества.


Я думаю об этом, когда смотрю на бронзовый бюст нашего земляка на улице Сурганова в Минске, который напротив Института проблем информатики. Академик Яков Борисович Зельдович, трижды Герой Социалистического Труда, четырежды лауреат Государственной премии, лауреат Ленинской премии, один из создателей атомной и водородной бомбы, автор фундаментальных трудов по ядерной физике, астрофизике, современной космологии. 25–летний доктор физико–математических наук, кстати, не окончил... вуз! За два года до войны Зельдович впервые осуществил расчет цепной реакции деления урана. Казалось бы, вот она — Нобелевская премия! Да кто ж только даст ее, если работа засекречена и, что называется, находится за семью печатями. А посмертно этой премии не удостаивают...


В последние годы академик разрабатывал «полную» космологическую теорию, которая включала бы рождение Вселенной. Он жил в Космосе. В звездных сияниях, в «черных дырах», пожирающих пространство и время, мышиная возня вокруг его имени не имела ни смысла, ни праздного интереса. Земной свой путь он окончил в 1987 году, переселившись в свой любимый глубокий космос. Кто не верит, может в этом сам убедиться. Для этого надо посетить хорошую обсерваторию и попросить показать астероид 11438. На этой малой планете по имени Зельдович поселилась душа гения и просто обаятельного жизнелюба, родившегося в Минске.


Игорь Александрович, Минск.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter