Деревянный велосипед из Пинска

В музее Белорусского Полесья в Пинске стоит деревянный велосипед.
В музее Белорусского Полесья в Пинске стоит деревянный велосипед. Его изготовил простой мужичок, увидев в 30-е годы новомодную игрушку "ровер". Другой полешук смастерил из подручных средств фотоаппарат, создав с его помощью немало интересных снимков.

Пинчуки всегда отличались самодостаточностью и особым колоритом. Характерный пример: когда во времена перестройки в Пинске в одночасье пропали табачные изделия, несколько тысяч человек перекрыли ведущие в город автомобильную и железную дороги. Сигареты на прилавках появились, а митингующие, спокойно дымя, разошлись по домам.

Город ангелов

Город еще совсем недавно был славен нарядными моряками и мастеровитыми евреями. Выйдешь на улицу, а вокруг молодые ребята в белой форме с девушками по набережной гуляют. Приходящие в город поезда встречал военно-морской оркестр. Теперь катеров-мониторов нет, еврейского населения тоже немного... Примечателен и такой факт: двое из трех краеведов, с которыми я здесь познакомился, - неместные. История у всех практически одинаковая: приехали в Пинск ненадолго, осмотрелись, остались навсегда.

Турагентства, "прописанные" в городе, возлагают надежды на то, что когда-нибудь Пинск станет туристическим центром. Все предпосылки к этому есть - здесь немало интересных памятников архитектуры, а местные красоты природы поражали воображение классиков литературы еще в прошлом столетии. К 900-летию Пинска краеведы попросили городские власти установить на площади, где раньше находилось древнее замчище, памятный знак: "Отсюда начинается наш город над Пиной".

Памятный знак установили. Рядом с ним стоят малоэтажки, вокруг которых теснятся самодельные сарайчики и курятники. Между ними проходят мощеные камнем улочки, возникшие на месте находившихся когда-то оборонных рвов. Самую древнюю сохранившуюся мостовую, которая датируется примерно XVII веком, не заметишь, если знающие люди не покажут. Не больше двух метров в ширину, она проходит между заборами частного сектора, каменная кладка лишь кое-где выглядывает из-под травы. Туристов сюда обычно не водят.

А на месте единственного сохранившегося фрагмента оборонного вала, археологического памятника почти тысячелетней давности, градостроители заботливо прибили на дереве щиток с надписью: "Внимание, здесь начинается наш город! Люди, хватит мусорить! Штраф 15 мин. зарплат".

По всему Пинску в глаза бросается одно и то же слово, нарисованное на стенах домов и заборов. К чести города это слово - "реставрация".

Уже почти закончено восстановление комплекса зданий бывшего иезуитского монастыря, построенного в XVII веке. Не так давно отреставрированы костел Успения Божьей Матери и иезуитский коллегиум. Костел и коллегиум - предмет особой гордости пинчуков. Еще Владимир Короткевич вспоминал, что вместе с тогдашним настоятелем костела Казимиром Св„нтэком, ныне кардиналом, он пробовал пересчитать резных ангелов, во множестве украшающих здание, но безрезультатно. Говорят, их около ста.

- С монастырем иезуитов в Пинске связано любопытное предание, - рассказывает сотрудник музея истории Полесья Екатерина Северин. - Жил здесь благочестивый иезуит, который совершал много чудес. Однако ксендз-ректор по разным причинам запретил монаху этим заниматься. И вот однажды, когда чудотворец проходил мимо стройки, со строительных лесов упал рабочий. "Спасайте, спасайте!" - закричали все вокруг, обращаясь к монаху. "Не имею соответствующего разрешения, - смиренно ответил иезуит, - но подождите, пойду спрошу у ректора". Стоило ему произнести слово "подождите", как рабочий завис в воздухе. Вернувшись, монах сотворил молитву, и каменщик остался цел и невредим.

Городище -

"родина" Пинска

Двадцать минут езды от Пинска на пригородном автобусе - и вы оказываетесь в Городище. Деревенька с первого взгляда ничем не примечательная: брехливые собаки, бабульки с клунками. Старенький автобус на обратном пути толкать пришлось всем миром, зато оборудован по последнему слову техники - на рабочем месте контролера электронный кассовый аппарат. Любопытная женщина-кондуктор интересуется, кого внучек едет проведать. Узнав, что не к родственникам направляюсь, а о деревне писать, удивляется

: - А что о ней писать-то? Деревня как деревня...

- Монастырь у вас раньше стоял, историки говорят, Пинск отсюда пошел.

- Да от монастыря ничего уже не осталось, на его месте больница сейчас.

Вот так. Не все местные жители знают, что в конце первого тысячелетия здесь находилось укрепленное поселение славян, которое в X веке переместилось на место слияния Пины и Припяти. По одной из версий историков, переселенцы и стали основоположниками древнего Пинска.

Монастырь же на берегу живописного озера был построен в 1655 году для монахов-бенедиктинцев, прибывших из итальянского города Монте-Кассино. Местные жители рассказывают, что в подвалах костела находилась окованная железом таинственная дверь, открывать которую запрещалось под страхом смерти. Такая же дверь будто бы имеется и в Пинском костеле. А между ними подземный ход. Только вот ни одного человека, побывавшего в таинственном подземелье, не нашлось.

Монастырь был закрыт указом минского губернатора от 24 июля 1865 года. Летом 1899 года костел и монастырские строения были проданы на кирпичи. Правда, окончательно уничтожить храм не позволила польская общественность.

Роковым для стоящего на пригорке костела стал 1944 год. Немецкие войска, отступая, взорвали его, поскольку был тот хорошим ориентиром для проведения артподготовки.

Сейчас на территории, где располагался монастырь, находится психиатрическая лечебница. От него остались только легенды да один из корпусов, некогда бывший кладовой для хлеба. В нем разместилось одно из отделений больницы.

Главврач Дмитрий Георгиевич Евтухович к богатой истории больницы относится бережно. Планирует даже переоборудовать единственное монастырское здание в музей истории окрестностей и больницы. Первые шаги для этого уже сделаны - составлена историческая справка, подтверждающая архитектурную и историческую ценность здания. Доктор, в отличие от многих других местных чиновников, не жалуется на отсутствие денег: "Для организации экспозиции люди приносят фотографии, старую домашнюю утварь, многое собрал сам - уверен, скоро экспонатов будет достаточно".

А пока беспокоит Дмитрия Георгиевича другая "историческая" проблема: "Недалеко от больницы археологи не раз проводили раскопки, привлекая к ним местных ребятишек. Археологи уехали, а ребята продолжают копаться".

На этом стоит поставить точку. Или, скорее, многоточие. Ведь рассказывать о Полесье, и в частности о Пинщине, можно часами. Здесь каждая деревенька - место, насквозь пропитанное терпким ладаном истории. Приезжайте - и вы обязательно полюбите этот край раз и навсегда.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter