Деревья рубят — деньги улетают

Ежегодно в стране зазря расходуются десятки миллиардов рублей. Незаметно и постоянно...
Ежегодно в стране зазря расходуются десятки миллиардов рублей. Незаметно и постоянно. Организации, торгующие лесом, часть древесины, за которую можно выручить хорошие деньги, по сути, вынуждены выбрасывать. Счет идет на десятки тысяч кубов. И все из–за острой нехватки специального транспорта.



Недавно сотрудники Комитета госконтроля Могилевской области проверяли работу Горецкого лесхоза. Обратили внимание на любопытную деталь: предприятие, отправляя потребителям лес по железной дороге, использует как специальные вагоны–лесовозы, так и приспособленные для перевозки древесины полувагоны. На первый взгляд какая разница, чем везти? Главное, чтобы товар дошел до пункта назначения — в полном объеме и в срок. Однако не все так просто... На специальный лесовозный вагон загрузить продукцию не проблема. А вот полувагоны лесхозы перед загрузкой предварительно готовят сами. Для этого к бортам проволокой привязываются деревянные стойки, потом скрепляются пиломатериалом, после погрузки бревна вновь обвязываются проволокой. Использованные для дополнительного оборудования лес–кругляк, пиломатериалы и проволоку получатель груза, как правило, выбрасывает. Либо — такой вариант не исключен — кто–то просто забирает древесину себе на дрова. Ведь все материалы отправителем леса автоматически списываются. В немалых количествах!

За последние два года только Горецким лесхозом на дополнительное оборудование вагонов израсходовано 61 тонна проволоки, 972 кубометра кругляка и почти 600 кубов пиломатериалов. Плюс к этому — почти тонна гвоздей. Все это деньги. И весьма солидные. Проволока в стране вообще не производится — ее покупают за валюту.

Главный инженер Горецкого лесхоза Михаил Акулин раскрывает суть проблемы:
— На обустройство одного вагона уходит миллион рублей. Эти деньги мы списываем на убытки. К тому же погрузка обычного полувагона с предварительной подготовкой занимает раза в полтора–два больше времени, чем загрузка лесовозного вагона. Последних катастрофически не хватает — железная дорога дает нам всего около 10 процентов от общего числа заказываемых вагонов.

Своих лесовозных вагонов в стране пока нет. В Оршанском вагонном депо переоборудовали битумовозы и универсальные железнодорожные платформы под перевозку леса. Сейчас по железным магистралям бегает около 500 единиц такой техники. Специалисты отмечают: этого крайне мало. Надо раза в 4 больше.

Еще в 2010 году на Могилевском вагоностроительном заводе был выпущен опытный образец лесовозного вагона. По словам директора предприятия Валерия Осипова, недавно Белорусской железной дорогой закончены его испытания. С учетом замечаний внесены изменения в конструкцию. К концу года, возможно, будет произведена сертификация продукции и ее смогут купить все желающие.

Проблема решится? Заместитель министра лесного хозяйства Леонид Демьяник настроен скептически:
— Ситуация особенно обострилась после того, как снизилась рентабельность торговли лесом. Миллион рублей, нужный на переоборудование одного полувагона для перевозки древесины, для лесхозов стал ощутимой суммой. Поэтому производство специализированных вагонов в стране остроту вопроса не снимет. У лесхозов нет денег, чтобы приобретать лесовозы, каждый из которых стоит в эквиваленте около 100 тысяч долларов. Где выход? По моему мнению, должна появиться Государственная программа строительства и создания парка лесовозных вагонов, когда приобретение техники будет поручено Белорусской железной дороге. От этого выиграют в итоге все стороны.

Справка «СБ»

В стране 95 лесхозов. Каждый из них в среднем отгружает 60 — 70 вагонов леса в месяц.

Советская Белоруссия №144 (24281). Вторник, 6 августа 2013 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter