Выставка мастера-резчика Александра Свирида в музее Якуба Коласа - повод вспомнить о ранних годах классика

Деревья его жизни

Александр Свирид — автор востребованный, только за минувший год у него прошло не меньше 10 выставок. О новом проекте Свирида «Дерево жизни моей...» в литературно–мемориальном музее Якуба Коласа можно говорить долго. Восхищаться переплетением изящных узоров, превращающих резные деревянные вазы, часы, подсвечники в невесомое ажурное чудо. Сравнивать сочетания золотистых оттенков сосны, ясеня, дуба. Хотя лучше прийти в музей и увидеть, пока эти работы не переехали куда–то еще.


Как любой уважающий себя художник к новым выставкам мастер из Ганцевичей готовит свежие работы. И ничего не продает, хотя желающих купить его творения немало. «Так выставка за выставкой же, да и не знаю я, сколько это стоит», — простодушно отвечает он потенциальным покупателям. Выяснить в интернете — не вариант, компьютером мастер не пользуется. Свои замысловатые рисунки берет из головы, все дела предпочитает решать лично или по телефону. А дел у Свирида много.

Не первый год он опекает Люсинский детсад–среднюю школу, которая носит имя Якуба Коласа. Будущий классик приехал сюда после Несвижской учительской семинарии, а позже описал свою жизнь здесь в первой части трилогии «На ростанях», автобиографической. Пять лет Александр Владимирович добивался присвоения школе имени писателя. Немало артефактов попало в местный музей также его стараниями, причем действительно уникальных.

— В музее должны быть живые экспонаты, верно? — живыми Александр Владимирович называет вещи с историей. И рассказывает, как в процессе поиска музейных раритетов подружился с семьей народного Песняра:

— Приехал в Минск, пришел к сыну Коласа — вдруг чем поможет? «Нет ничего, — говорит Михась Константинович, — все давно в музеях». И тут его дочка Мария предлагает: «У нас есть ксерокопия рукописи, которая хранится в Лондоне. Пусть будет и в Люсино». Позже передали мне бритву, портмоне, еще несколько личных вещей Константина Михайловича.

Школьный музей Якуба Коласа — не единственная достопримечательность здешних мест, к которым причастен Александр Свирид. Увековечивает он и память своих земляков — поэтов, писателей, ученых. Многие отсюда родом — Михась Рудковский, Алесь Каско, Иван Кирейчик, Алесь Кожедуб, Иван Логвинович, Владимир Марук... На стенах домов, где прошло их детство, деятельный Свирид устанавливает памятные доски. А если дом не сохранился — памятные валуны. За свой счет, на личную пенсию. Хотя техникой (привезти те же валуны, например) ему, конечно, помогают. На Ганцевщине Александр Свирид — человек авторитетный, в прошлом возглавлял местные хозяйства, Ганцевичский райисполком, был депутатом Верховного Совета и Палаты представителей Национального собрания трех созывов, многие его здесь поддерживают.

Он не ищет славы — аплодисментов Александру Владимировичу хватает и на сцене. Он ведь еще и староста Ганцевичского народного хора ветеранов. И, кстати, сегодняшняя выставка — целиком инициатива музея Коласа. Приехав по приглашению Свирида на встречу со школьниками, сотрудники музея увидели его работы — и стали уговаривать показать эти резные чудеса в музейных стенах. О работе с деревом он может говорить часами. А еще дольше — о местах, где вырос. Есть у Александра Владимировича еще одна, нереализованная пока идея:

— Километрах в четырех от Люсино стоит так называемая Яшукова гора, а на ней — Целешов дуб. Местные пастухи часто раскладывали костры под сенью этого дуба. Лет 50 назад или больше дуб обгорел, рухнул, так и лежит, поросший мхом. Но места — красивейшие. И памятные. Именно здесь Константин Михайлович Мицкевич встречался с Ядвисей, Ядвигой Баранцевич, своей первой любовью. Эти встречи потом и описал в трилогии «На ростанях». Местные старожилы, их давно уже нет в живых, рассказывали мне, что именно тут, на старой мальковичской дороге, все и происходило. Хотя то, что Якуб Колас ездил по этой дороге — сто процентов. В Мальковичи, Хотыничи — за тетрадями для учеников, к коллеге... Вот бы проложить там туристическую тропу — будет бренд района! Но сегодня эта когда–то прекрасная дорога разбита, одному мне не справиться.

Резные (а как же иначе?) двери дома Александра Свирида украшают известные строчки Якуба Коласа из поэмы «Новая зямля». Только хозяин слегка переиначил классика. «Наш родны кут, як ты нам мiлы» — встречают гостей слова у входа.

cultura@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter