О деревообрабатывающей отрасли

Деревообработка: пока незачет

Близится студенческая сессия: вузовская аналогия напрашивается сама собой. В прошлом году деревообрабатывающая отрасль была признана нерадивой и отстающей. Но «отчислить» ее из экономики невозможно. Напротив, государство связывает с ней большие надежды, щедро ее оплачивая, то есть инвестируя. Президент назначил ей коллективного куратора — в виде специально созданной межведомственной рабочей группы. Итоговый экзамен для отрасли продлится весь 2014 год, в течение которого модернизация базовых предприятий должна быть завершена. Вчерашнее заседание рабочей группы стало своего рода зачетом, показывающим готовность к нему.


Заседание было 11–м по счету. В ходе прежних группа выдала руководителям отрасли и предприятий 73 поручения, из которых выполнены 44, еще 17 близки к тому, полтора десятка сорваны или исполнены с нарушением сроков. На первый взгляд статистика обнадеживает, что и отметил в начале заседания Председатель Комитета госконтроля Александр Якобсон: коллективные усилия привели к позитивным изменениям, но... Далее члены группы сосредоточились исключительно на этом «но»: что сделано недостаточно хорошо, плохо или из рук вон плохо.


Детальной оценке подверглись девять ключевых предприятий отрасли, переживающих модернизацию, были определены самые болевые точки.


В ОАО «Витебскдрев» заморожено 56 млн. евро: столько стоила модернизация. Сроки пуска предприятия в эксплуатацию переносились неоднократно, и уже очевидно, что к очередной дате проблемы решены не будут. Полную готовность означают успешные 72–часовые испытания: технология работает на всю мощность и без сбоев, экологические параметры в норме, а на выходе получается продукция высокого качества.


Предшествующие испытания дважды закачивались неудачей. Накануне заседания группы начались очередные, и... тут же произошел сбой: перегрелись прессы. Кроме того, до сих пор не решена выявленная несколько месяцев назад проблема: системы вентиляции не справляются, концентрация вредных для здоровья компонентов в воздухе превышает допустимые нормы. Генеральный директор Анатолий Юхновец пытался оправдаться. На рабочих местах, дескать, все в порядке, ПДК превышена лишь там, где людей нет. Но экологи стояли на своем: акт подпишем лишь тогда, когда норма будет гарантирована повсеместно.


В чем причина превышения, почему проблема так долго не решается? Кто виноват: проектировщики, изготовители или наладчики? Директор отвечал честно: не знаю. Подключили, дескать, специалистов из БНТУ. Заказчиком проекта реконструкции выступал, как выяснилось, УКС, где не было ни опыта работы со столь сложными объектами, ни даже умения заключать договоры: сейчас трудно понять, кому предъявлять претензии.


Самое сложное, если не сказать аховое положение — на бобруйском «Фандоке». Здесь дважды пытались провести испытания производства ДСП, то есть получить качественную продукцию и выйти на проектную мощность. Оба раза это не удалось. Оборудование отказывало: не справлялись насосы, давали течь «герметичные» соединения, засорялись трубопроводы. Здесь не работают линия сортировки круглого леса и смонтированная еще в 2012 году лесопильная линия для тонкомерного сырья, кое–что из технологического оборудования не могут запустить по три года!


Дефекты настолько серьезны, их так много, что А.Якобсон высказал сомнения — и некоторые эксперты его поддержали, — что это производство вообще можно запустить в таком виде. Становится все более очевидным, что оборудование здесь никогда не будет нормально работать. Даже в момент поставки оно только выглядело новым. Фактически производитель скопировал давно устаревшие аналоги, причем скопировал плохо и еще хуже изготовил. Сейчас ему пытаются предъявить претензии через международный арбитраж, но даже если он исправит свои огрехи или вернет деньги, на это уйдет много времени.


Что делать? Приглашались авторитетные эксперты из Германии, которые пришли к выводу, что «ремодернизация» возможна, и назвали примерную цену. Но где взять средства и кто вернет те, что уже истрачены бездарно и, вероятно, преступно? Едва ли они найдутся у бывшего директора, против которого возбуждено уже несколько уголовных дел...


Хватает забот и на более благополучных предприятиях. «Борисовдрев» наращивает производство, нашел покупателей (имеет контракты на 15 млн. евро), но пока работает фактически с нулевой рентабельностью. В ОАО «Ивацевичидрев» налицо проблемы со сбытом, рентабельностью и возвратом кредитов. «Мостовдрев» срывает сроки строительных работ и монтажа, явно не успевает «Гомельдрев»... Вовсе беспроблемных предприятий нет!


Не столь важно сейчас, зачет или незачет получила отрасль на заседании рабочей группы. Важно то, что предстоящего экзамена это никак не отменяет!


ponomarev@sb.by

 

Советская Белоруссия №100 (24483). Пятница, 30 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter