Дерево на крыше

Повести и рассказы Виктории Токаревой узнаешь по первым строчкам: лаконично, точно обозначены характеры героев и суть их жизненной истории...

Повести и рассказы Виктории Токаревой узнаешь по первым строчкам: лаконично, точно обозначены характеры героев и суть их жизненной истории. И читатель тут же становится ее соучастником, погружается в самую суть, переживает. Однако ее автобиографическая повесть «Дерево на крыше» стала сенсацией, поскольку довольно откровенно рассказывает об одном из самых ярких периодов жизни и творчества писательницы. Книга уже заняла лидирующие позиции по продажам, причем не только в минских книжных магазинах, но и в интернет–торговле... В чем секрет Токаревой, когда полки просто ломятся от разного рода исповедей с разной степенью откровенности? Об этом разговор с писательницей.


— Как складывается обычный день Токаревой?


— Я встаю не рано, в 10 утра, иду в свой лес, гуляю. Работаю 3 часа. Пишу от руки, потом печатаю на машинке.


— На компьютере не удобнее?!


— Компьютер у меня стоит, закрытый наволочкой. Мне не нравится эта техника. Объясняю: когда я работаю, мои каналы открыты. Я ловлю космическую информацию, она стекает по каналам на кончик пера. А когда я сижу за компьютером, то между мною и космосом находится железяка, стоит заслон... В этом году я написала книгу «Но вдруг». Ближе к новому году отдам в издательство. Наверное, она выйдет в начале 2011 года. Эта повесть о том, что человек жил–жил, но вдруг что–то случилось. Так всегда происходит: вдруг что–то случается, плохое или хорошее.


— Сейчас мало добрых и мудрых фильмов. Как вы думаете, почему?


— Изменилась эпоха. Сейчас у нас такое безвременье. Я недавно была на вечере, который Эльдар Рязанов устроил в клубе «Эльдар». Там показывали кино 1970–х годов. Вот тогда у нас был великий кинематограф, тогда работали гениальные режиссеры: Герман, Тарковский, Данелия в расцвете сил, Панфилов. Они снимали прекрасные и серьезные фильмы. И сейчас есть очень хорошие режиссеры, я очень люблю Балабанова. Это крупный режиссер европейского уровня и скромный человек. Еще есть очень хороший режиссер Рогожкин, тоже очень скромный, он похож на малооплачиваемого инженера, абсолютно себя не пиарит, просто делает интересные работы. А еще режиссер Сигарев — яркий человек, пришел сказать свое значимое слово. Его фильм «Волчок» для меня — как удар в грудь. Я была на последнем «Кинотавре» и смотрела там хорошие фильмы. Первую премию получила Светлана Проскурина, она сняла прекрасный фильм. Он сделан очень талантливыми руками. Сейчас меньше хороших режиссеров, но они есть.


— Почему ваша повесть называется «Дерево на крыше»?


— Когда дерево стоит на крыше, то у него очень маленький плодородный слой, а оно все–таки растет и цветет. Это относится к женским характерам этой повести и к женщинам вообще.


— На мой взгляд, эта повесть стоит особняком в вашем творчестве. Она очень автобиографична.


— Я не буду этого отрицать. А что, меня ругают за такую откровенность?


— Нет, скорее удивляются степени откровенности.


— Я старалась быть деликатной, уходила от острых углов. Я всех очень пощадила. С прототипом главного героя этой повести мы общались 15 лет (речь идет о режиссере Георгии Данелия. — Ред.). И это были насыщенные годы общения с гениальным человеком. Мы много работали вместе и написали много: «Джентльмены удачи», «Мимино», «Шляпа», «Шла собака по роялю», «Совсем пропащий». Нам было интересно придумывать и проговаривать истории.


— А сам Георгий Николаевич читал эту повесть?


— Читал.


— Ему понравилось?


— Понравилось. А что ему могло не понравиться?!


— А чем были для него эти 15 лет?


— 15 лет непрерывного труда. Пушкин написал: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Его герои не были гении и злодеи. Его герои — переводчик Бузыкин, водопроводчик Афоня, доктор Бенджамен. Он их всех любил. Во всяком случае, сочувствовал. И в этом сила его таланта.


— А какова ваша роль в этом?


— Отвечу его словами. Он сказал: «В моей жизни было два потрясения. Я сам. И потому я создал фильм «Не горюй». Второе потрясение — это ты. И я создал фильм «Осенний марафон». И выше этого я никогда не поднимусь».


— А если бы роман героев повести закончился женитьбой?


— Один талант поглотил бы другой. Более сильный поглотил бы более слабого. Как это бывает с издательствами: крупные поглощают мелкие. Так что сценаристка Лена превратилась бы в его блокнот. Записывала бы его мысли и идеи. А от ее творчества остались бы рожки да ножки и воспоминания о том, как я интересно начинала. Лично я считаю, мой лозунг: «Никаких жертв!» Все жертвы в результате приводят к разочарованиям и упрекам.


— А что вы скажете о Вере, жене вашего героя? Прототипом этой героини была всем известная актриса.


— Вера была старше меня на 17 лет. Мне казалось, что это много. И сейчас кажется, много. Она старше героя на 10 лет. И именно в этом была ее трагедия. Они не совпали во времени. Женщина не должна быть старше мужчины. Иначе она постоянно без вины виноватая. Вот и бедная Вера.


— Чем глобально мужчина отличается от женщины?


— Женщина продолжает род. Поэтому для нее главное — это любовь. Любовь — это приманка с целью продолжить человеческий род. И поэтому женщина должна обязательно быть красивой и все заслонять собой.


— У вас удивительная семья. Поделитесь секретом долгой супружеской жизни.


— Очень простое объяснение. Мой муж очень любит нашу дочь. А она очень любит его. А что касается меня, то я всегда считала, что детей должен растить родной папа, а не чужой дядя. У ребенка должна быть полная семья, тогда он вырастет счастливым человеком.

Фото  ИТАР-ТАСС.
Людмила ПРИВИЗЕНЦЕВА.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter