Дерево — красное, черное, железное...

Всякий ли хороший столяр может считаться краснодеревщиком?

Всякий ли хороший столяр может считаться краснодеревщиком?

Издавна специалисты, которые изготавливали мебель из красного дерева, а также специализировались на дорогих, сложных и высокохудожественных изделиях из ценных пород дерева, назывались столярами-краснодеревщиками. Сейчас в Беларуси не готовят мастеров именно по этой специальности, но школа пока сохранилась. Корреспондент “НГ” встретилась с настоящим краснодеревщиком, мастером производственного обучения Бобруйского государственного профессионально-технического художественного колледжа имени Аркадия Ларина Василием Манько и попросила рассказать о премудростях работы с деревом и о том, как даже угловые компьютерные столы сделать предметом искусства.

Рабочая элита

Еще со времен образования в 1958 году в Бобруйске школы столяров-краснодеревщиков, из которой “вырос” нынешний колледж, данная профессия считалась особо сложной и элитной. Долгое время бобруйское училище было единственным в Советском Союзе, где готовили краснодеревщиков.

К слову, бывшие выпускники колледжа не только успешно работают над специальными, штучными заказами на различных государственных и негосударственных предприятиях, но и сами являются владельцами фирм, в том числе и иностранных.

Ранее столяр-краснодеревщик обучался уникальному мастерству 3—4 года. Постигал профессию от простой табуретки до сложного мебельного гарнитура, изучал резьбу, интарсию, маркетри (техники инкрустации) и мозаику. Больше времени отводилось на производственное обучение, занимались по семь человек в подгруппе. Сейчас ребята обучаются двум специальностям: столяр-резчик (всего одна группа) и столяр-станочник. По специальности “краснодеревщик” специалистов больше не готовят. Но учащиеся колледжа имеют возможность при помощи преподавателя в кружках освоить премудрости этой профессии. Школа-то пока не утеряна.

Учебные часы восполнит желание

— Неужели предприятиям уже не требуются столяры-краснодеревщики? — спрашиваю мастера.

— Хорошие столяры всегда нужны на производстве, — утверждает Василий Манько. — Я считаю, что эту специальность следует возрождать. Стараюсь дать ребятам все, что можно, чтобы они имели хотя бы общее представление и при желании смогли научиться премудростям профессии.

Следует отметить, что красное дерево у нас не растет, а закупается за границей. В свое время на местное предприятие ОАО “ФанДок” регулярно поставлялась нужная порода дерева и учащимся колледжа было с чем работать.

— В основном мы брали там отструги (кусковые отходы деревообработки), — вспоминает мастер, — и изготавливали из них мебель. Сейчас, когда приходится работать с местными твердолиственными, “благородными” породами, используем дуб, ясень, граб. Но, конечно, основная порода, с которой работают начинающие столяры, — это сосна.

 Цены на изделия из массива на белорусском рынке самые разнообразные. К примеру, обычная маршевая лестница из сосны будет стоить 400 долларов за квадратный метр, а из дуба намного дороже — 1200 долларов.

Настоящий “африканский” краснодеревщик!

— Когда я постигал профессию, — вспоминает собеседник, — наш колледж назывался “Городское профессионально-техническое училище № 15”. После его окончания в 1967 году и службы в армии пришел сюда работать.

В своей практике Василию Анатольевичу приходилось встречаться с мастерами из разных стран. Вспоминаются совместные оригинальные и реставрационные работы с россиянами, немцами, французами. Но самая любопытная жизненная страничка — это три года преподавания в конце 1980-х годов на африканском континенте.

— Вот там-то я в полной мере оправдал название своей профессии — делал изделия именно из красного дерева, — рассказывает Василий Манько. — Также посчастливилось поработать с такими ценными породами, как черное, мраморное и железное дерево.

Внимание к породе

Специальность столяра-краснодеревщика, по утверждению самого мастера,  очень сложная, потому что процесс изготовления из массива трудоемкий и кропотливый, а еще и достаточно длительный, особенно когда нужно изготовить такую щитовую конструкцию, как, например, буфет, трельяж или журнальный столик. Для этого древесину необходимо раскроить, изготовить щиты, высушить, отделать, обработать... К тому же твердолиственные породы в обработке требуют большего внимания.

— Раньше ручного труда было больше. Основными инструментами были рубанок и шерхебель (рубанок с полукруглым резцом для первичного, грубого строгания), — говорит мастер. — В последние годы появился различный ручной столярный инструмент — фрезера, шуруповерты и многое другое, поэтому процесс изготовления стал намного более быстрым. В прошлом году мы с ребятами-выпускниками изготовили иконостас из липы для местной церкви. Сейчас обучаю первокурсников.

Ценят за уникальность

— А над какими заказами работают местные мастера? — интересуюсь я у Василия Анатольевича.

— Сейчас много заказов на изготовление межкомнатных дверей. У россиян пользуются спросом различные вещи с ажурной, объемной и геометрической резьбой.

Цены на изделия из массива на белорусском рынке самые разнообразные. К примеру, обычная маршевая лестница из сосны будет стоить 400 долларов за квадратный метр, а из дуба намного дороже — 1200 долларов. Сложная в исполнении эволентная лестница из сосны обойдется заказчику в 800 долларов, аналог же из дуба — в 2400 долларов за квадратный метр. Для сравнения: беседка в зависимости от конструкции и отделки может стоить от 1500 да 4500 долларов, средняя цена на собачью будку — 300 долларов, а эффектная, большая деревянная люстра обойдется в 500 долларов.

Профессия, получается, не только интересная, но и прибыльная. Может, и правда стоит задуматься о ее возвращении в учебные классы? Желающие научиться ценному ремеслу наверняка найдутся.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter