Деревня начинается со школы?

Школы  1 сентября откроются не для всех. Некоторые из них закрываются - из-за некомплекта учеников, отсутствия условий для обучения и по другим причинам

Не за горами тот день, когда первоклашки и ребята постарше сядут за парты. Школы радушно раскроют перед ними свои двери. Но, увы, похоже, не дождутся этого ребята из деревень Малые Сехновичи, что на Брестчине, и Домовицк Червенского района Минской области. Почему? Причина проста: школы закрываются. Из-за некомплекта учеников, отсутствия условий для обучения…

Только вот родители этих учащихся, да и сами ребята, судя по всему, с таким положением дел не согласны. Потому и обратились за помощью в редакцию «Р». «Конечно, школе требуется ремонт, — пишут жители Домовицка. – Но неужели на это не найдется средств, когда в стране строятся и открываются новые деревенские школы, когда все делается для возрождения села?..» Под посланием – более полусотни подписей. 

Автор другого письма — отец будущей школьницы из Малых Сехновичей. Девочке через год в школу, а идти будет некуда. Хотя, без сомнения, таких детей неучами не оставят. «Нашим деткам придется добираться в городские школы за 10—15 километров, — пишет он. – Я сам два года добирался в школу, которая была расположена в другом населенном пункте, и знаю, что это такое. Так я учился в 9—10-м классах. А как отправлять туда ребенка в шесть лет?» Действительно, возразить сложно. Ведь любому родителю хочется, чтобы его малыш был поближе к дому. «В Сехновичской школе есть компьютерный класс, — повествует автор, — так что только учись! И преподавание не хуже, чем в городе». А еще, как рассказывается в письме, расположена школа в красивейшем месте, где когда-то была усадьба Тадеуша Костюшко. Сохранилась аллея, которой более двух сотен лет… 

Тем не менее в конце июня Жабинковский районный исполнительный комитет принимает решение о закрытии Сехновичской общеобразовательной школы. Объясняя такое решение, первый заместитель начальника управления Брестского облисполкома А. Ф. Жук на запрос редакции пояснил, что в 2005/2006 учебном году в школе обучались 53 ученика, в том числе из деревни Малые Сехновичи — 9 ребят. Остальных ребят подвозили из ближайших четырех населенных пунктов. Средняя заполняемость классов составляла 7,7 ученика при районном показателе 17,8. По данным, предоставленным Брестским облисполкомом, содержание одного ученика в такой школе обходилось почти вдвое дороже, чем по области. Что тут скажешь? 

Приблизительно аналогичная картина вырисовывается по Домовицку. По данным, предоставленным Минобразования, в учебно-педагогическом комплексе Домовицкий детский сад — средняя школа в 2005/2006 учебном году обучались 47 учащихся и воспитывались 13 ребят дошкольного возраста, работали 42 человека, в числе которых 18 педработников. 

В обоих случаях власти обещают позаботиться о судьбе как ребят, так и педагогов. Для первых – организовать подвоз в другие школы, вторых – трудоустроить. 

Что ж, формулировка вполне понятная. Учащихся, а значит, молодежи, остается все меньше. Нецелесообразно вкладывать средства в ремонт обветшавших учебных заведений, обновлять материальную базу. Так-то это так, только вот возникает другой вопрос. В обоих случаях одной из причин закрытия школ называется аварийное состояние зданий или неприспособленность помещений. В случае с учебно-педагогическим комплексом Домовицкий детский сад — средняя школа в ответе Минобразования есть ссылка на результаты обследования УП «Стройнаука», которым были «выявлены дефекты и нарушения строительных конструкций». Как прокомментировали в отделе образования Червенского райисполкома, речь идет о строительном браке, из-за которого здание стало оседать, а по стенам пошли трещины. Спрашивается, понесет ли организация, построившая школу, которая, к счастью, не рухнула на головы учеников, за это наказание? Или закрыли школу – и нет проблемы? 

В целом, как прокомментировали ситуацию с закрытием школ в Управлении общего среднего образования Минобразования, в соответствии с Планом рационализации сети учреждений образования количество  общеобразовательных учебных заведений за прошлый год уменьшилось на 96, что составляет 2,4% от общего числа. Количество начальных школ уменьшилось на 48 (12,2%), базовых – на 44 (5,0%), средних – на 4 (0,9%). Вместе с тем количество гимназий возросло на 15 (10,9%), общеобразовательных лицеев – на 3 (9,6%). Реорганизовано  88 учреждений образования. Одна из основных причин тому – демографический фактор: общее количество учащихся уменьшилось более чем на 60 тысяч человек. «Формирующаяся сеть, — убежден начальник  Управления общего среднего образования Юрий Гладков, — вполне удовлетворяет запросы населения в получении детьми обязательного общего базового и общего среднего образования». 

Министерство образования отмечает, что реструктуризация учреждений образования – отнюдь не бездумное их закрытие  или реорганизация. «Наша позиция, — отмечает Юрий Игоревич, — направлена на исключение случаев принятия необоснованных решений по данному вопросу». По его словам, решения о закрытии или реорганизации учреждения образования местными исполнительными и распорядительными органами могут быть приняты, если: техническое состояние зданий учреждения образования не соответствует необходимым требованиям, число учащихся невелико (ниже контрольной цифры расчетной наполняемости школы), созданы оптимальные условия для их обучения в новом учреждении, организован подвоз учащихся, а также изучено мнение родителей по вопросу закрытия учебного учреждения. 

По первым четырем пунктам, возвращаясь к ситуациям Малых Сехновичей и Домовицка, хочется отметить, что все соответствует действительности. Более того, что касается подвоза учащихся, высвобождаемые в результате оптимизации сети учебных заведений страны средства, как заверил Юрий Игоревич, используются именно на приобретение автобусов для этих целей, а также развитие материально-технической базы учреждений образования регионов. Только в 2005 году по республике было приобретено 146 автобусов, в нынешнем запланировано приобретение еще 82.  Всего с 2002 года  приобретено более полутысячи автобусов. «Местные исполнительные и распорядительные органы, — говорит Юрий Гладков, — предпринимают все усилия, чтобы создать максимум удобств при организации подвоза учащихся, включая  младших школьников. Рассматривается вопрос оснащения школьного автобуса специальными сиденьями, позволяющими осуществлять безопасную перевозку детей дошкольного и младшего школьного возраста». 

Что касается мнения родителей, его, без сомнения, местные власти изучили. И провели не одну разъяснительную беседу. Но, судя по письмам, которые поступили в редакцию «Р», родителей школьников эти беседы не убедили. Или, по крайней мере, убедили не всех. С другой стороны, а бывает ли в подобных случаях полное взаимопонимание между властями и общественностью? И существует ли та золотая середина, которая пришлась бы по душе обеим сторонам? Возможно, и нет. И все же, на мой взгляд, деревня без школы сиротеет. Как подметили в письме жители Домовицка, «всем известно, что деревня начинается со школы: есть школа – есть молодежь, есть будущее!» 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter