Деревенский сервис обретает черты городского

“Белбыт” прилагает все усилия, чтобы это стало нормой нашей жизни В Беларуси появилось множество новых видов бытовых услуг. И село в этом отношении не отстает от города. Только за последние 2—3 года список особых предложений “Белбыта” жителям деревни увеличился до 20 позиций: отжим сока; вспашка, боронование, культивирование, окучивание земельных участков; ремонт печей; распиловка леса; расчесывание шерсти; прокат компьютерной техники; ремонт автотранспорта и другие. Плюс 45 новых “городских” услуг: от наращивания ресниц до открытия интернет-кафе и установки окон ПВХ.Как удалось расширить спектр услуг и каковы планы на будущее — об этом беседа журналиста “НГ” с генеральным директором ГО “Белбыт” Анной ЛАВРУКЕВИЧ.

— Анна Николаевна, система бытового обслуживания населения возродилась в Беларуси, словно феникс из пепла. Например, в Копыльском районе к 2000 году закрылся последний приемный пункт бытовых услуг, а сегодня там их уже 17. Как удалось добиться подобных результатов?
— В первую очередь  благодаря огромным государственным финансовым вливаниям и, конечно, за счет кропотливой и трудоемкой работы всех, кто трудится в системе бытового обслуживания. В развитие сферы бытового обслуживания государством было вложено 70 миллиардов рублей. Но мы эти вливания рассматриваем как аванс, как возможность встать на ноги, чтобы затем помочь другим. Со своей стороны, делаем все для, окончательного оздоровления системы бытового обслуживания к 2010 году — в соответствии с программой развития бытового обслуживания населения.
И первые результаты уже есть. Так, по результатам работы за 2007 год, все предприятия бытового обслуживания населения впервые сработали без убытков. Этот показатель важно закрепить, что мы и делаем в настоящее время. К примеру, чистая прибыль организаций бытового обслуживания за январь—июнь 2008 года составила 3,3 млрд рублей, что в 1,2 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. В результате принятых мер наметилась определенная тенденция к улучшению финансового состояния организаций, оказывающих бытовые услуги населению.
Если по итогам двух месяцев этого года только ГУ “Могилевоблбыт” сработало без убытков, а по итогам I квартала 2008 года отмечалась безубыточная работа ГУ “УБОН Витебской области”, “Гроднооблбыт”, “Могилевоблбыт”, то за 6 месяцев с убытками сработали всего 6 (!) из 202 подведомственных организаций бытового обслуживания, т.е. убыточны лишь 3 процента организаций. Рост объема реализации бытовых услуг, оказанных населению за январь—май этого года, составил 121,1 процента при прогнозном задании 115,5 процента. В целом начиная с 2003 года отремонтировано 2385 сельских комплексных приемных пунктов и открыто 643 новых. И качество услуг постоянно в центре внимания. Сейчас идет процесс сертификации услуг, то есть сдачи строгого экзамена на соответствие сервиса современным требованиям. Уже прошли сертификацию пункты химической чистки и крашения, прачечные, предприятия по ремонту электробытовых машин и приборов, изготовлению мебели по индивидуальным заказам населения. Среди требований аттестационных комиссий были: наличие необходимого оборудования, достаточная квалификация работников, обеспеченность производственными площадями.
— В ситуации, когда отрасль выходит на самоокупаемость, велик соблазн увлечься высокодоходными услугами, поскольку они более рентабельны... Как при этом соблюсти баланс интересов производителей и потребителей услуг?
— Сохранить равновесие между высокорентабельными и социально значимыми услугами — одна из главных наших задач. В моем представлении они — как сообщающиеся сосуды: более доходные виды деятельности вытягивают менее доходные. Если мы научимся себя содержать за счет таких высокорентабельных услуг, как автосервис, ремонт и строительство жилья, изготовление мебели и так далее, то в перспективе сумеем расширить и перечень социально значимых услуг. В соответствии с нормативами государственных социальных стандартов на 1500—1750 сельских жителей должен быть
1 комплексный приемный пункт (КПП), а фактически на 1 КПП приходится 1470 сельчан. Всего в республике насчитывается 1756 КПП. Что касается одиннадцати социально значимых услуг, то прием заказов по ним уже обеспечен всеми сельскими КПП. Это ремонт швейных изделий, обуви, мебели, бытовых машин и приборов, теле- и радиоаппаратуры, часов, услуги парикмахерских, фотоуслуги, прием заказов в прачечную, химчистку, изготовление ритуальных принадлежностей.
Вместе с тем наши КПП, в особенности на селе, должны стать не только местом, где потребитель может получить качественную услугу, но и культурным центром.
— Какими вам видятся пути дальнейшего развития отрасли?
— Следует усилить работу по укреплению финансово-экономического положения подчиненных организаций. Для этого нами была разработана система  мер по финансовому оздоровлению, мероприятия по снижению материалоемкости и общих затрат на производство промышленной продукции. До каждой организации системы “Белбыта” были доведены задания по экономии ресурсов, росту заработной платы и производительности труда. Непосредственно контроль за выполнением бизнес-планов, финансовым оздоровлением убыточных организаций, осуществляется при помощи ежемесячного мониторинга работы организаций по выполнению установленных показателей.
Нам также необходимо активнее осваивать средства инновационного фонда Министерства торговли. Анализ их использования показал, что прирост объемов бытовых услуг произошел преимущественно благодаря приобретению нестандартизированного оборудования для укомплектования КПП в агрогородках.
Необходимо внедрять новые виды и формы бытового обслуживания с учетом местных особенностей и потребностей населения, расширять перечень оказываемых услуг при их высоком качестве и доступности по ценовому фактору.

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter