Деревенский долг платежом не красен

Хотя и говорят в народе, что долг платежом красен, но те долги, которые образовались перед государством у предприятий агропромышленного комплекса, при нынешнем положении вещей вернуть будет весьма проблематично. Скажем, наш район малочислен, практически без промышленных предприятий, поэтому и дотационный. В последнее время резко снизилось количество убыточных хозяйств. Все текущие платежи в бюджет и за энергоносители осуществляются. Но задолженности у некоторых субъектов хозяйствования накопились немалые, и на их погашение недостает зарабатываемых средств. И сейчас, скажем, на нас висит 14-миллиардный прежний “грех”.

Хотя и говорят в народе, что долг платежом красен, но те долги, которые образовались перед государством у предприятий агропромышленного комплекса, при нынешнем положении вещей вернуть будет весьма проблематично. Скажем, наш район малочислен, практически без промышленных предприятий, поэтому и дотационный. В последнее время резко снизилось количество убыточных хозяйств. Все текущие платежи в бюджет и за энергоносители осуществляются. Но задолженности у некоторых субъектов хозяйствования накопились немалые, и на их погашение недостает зарабатываемых средств. И сейчас, скажем, на нас висит 14-миллиардный прежний “грех”.

Проект Государственной программы возрождения и развития села на 2005—2010 годы дает развернутую картину того пути, по которому она будет осуществляться. Уже сейчас “верстаются” соответствующие программы в каждом районе, области. Они пока в процессе уточнения. Многое перепланируется. Но уже сейчас становится очевидным, что на все задуманное трудно найти нужные средства. При самых скромных наметках на последующую пятилетку по Госпрограмме району будет выделено 72 млрд. рублей. На Круглянщине уже наработан определенный опыт формирования социальной сферы в современных условиях, выполнения заданных социальных стандартов. Скажем, те же агрогородки, обозначенные в проекте, у нас уже успешно функционируют в четырех хозяйствах, еще три агрогородка заработают до конца года нынешнего. Правда, мы их называем территориальными административно-социальными центрами, но суть и функции от этого не меняются. Главное, что рационально используются сельские здания и нет необходимости в больших финансовых затратах по их устройству. Но предстоит сделать еще так много, что выделенные средства придется распределять буквально по копейкам. И как получить эффект? Думаю, надо наделить районные структуры правом решать, как использовать эти средства. И потом, естественно, принципиально спросить за результат. Мы, например, вложили бы их в обновление средств производства. Ведь село сейчас работает на технике, которая уже на 70—80 процентов амортизирована. А появятся новейшие комбайны, трактора, сеялки — увеличатся и результаты труда. Появится больше продукции — вырастет заработная плата, найдутся средства и на социальную сферу. В общем, цепочка проста, но... Для того чтобы она принесла ожидаемый эффект, нужно лишь два условия. Первое: государству надо списать с агропредприятий прежние долги. Тогда у колхозов и кооперативов будет возможность проводить все платежи и прочие финансовые операции через свои расчетные счета. Сейчас это практически невозможно, потому что из-за прежних долгов они блокированы. И как только появляются какие-то суммы, их сразу же изымают в счет погашения прежних задолженностей. Поэтому производители практически не имеют никакой самостоятельности. Второе условие: средства, выделяемые государством в поддержку сельхозпроизводителей, и дотации на произведенную продукцию перечислять на субсчета каждого предприятия, а не выдавать их в виде удобрений, техники или горюче-смазочных материалов. Пусть в хозяйствах решают, как их лучше и с большей пользой употребить. Ведь на месте виднее. А огульное наделение снижает эффективность этих средств и дотаций. Вот такие мысли появляются, когда задумываешься о путях наиболее рационального выполнения государственной программы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter