Депутаты активно и плодотворно работают в интересах нашей страны

Выступление Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Вадима Попова на закрытии седьмой сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь третьего созыва 20 декабря 2007 г.

Уважаемые депутаты! Уважаемые члены правительства, приглашенные и журналисты!
Подошла к завершению седьмая сессия Палаты представителей третьего созыва.
Совсем, казалось бы, недавно мы с вами, коллеги, утверждали в этом зале сессионную повестку, и вот уже пора подводить первые, самые общие итоги нашей коллективной работы.
Статистически они выглядят так. Проведено 15 пленарных заседаний, из них 3 — совместно с Советом Республики. Рассмотрено 115 вопросов. Принято 42 законопроекта в первом чтении, в том числе 2 проекта кодексов, и 46 законопроектов — во втором, из них 12 — о ратификации международных документов. К сведению принято 4 декрета Президента.
Что касается содержательной направленности наших законодательных решений, то нам удалось, на мой взгляд, продвинуться вперед в правовом обеспечении приоритетов социально-экономического развития страны, качественном усовершенствовании и систематизации национального законодательства.
Полагаю, депутаты поработали в эту сессию плодотворно, проявив ответственность, профессионализм, понимание роли парламента в общественно-политической жизни республики, за что я хотел бы высказать признательность и искреннюю благодарность всем постоянным комиссиям, каждому из вас, уважаемые коллеги.
Особо отмечу укрепившийся конструктивизм в законотворческом процессе, а также слаженность во время голосования по наиболее резонансным законопроектам, что свидетельствует об их хорошей предварительной проработке на уровне постоянных комиссий. Возникшие по некоторым вопросам накладки мы сняли, как и должно быть, используя процедуру согласований, в рабочем порядке, без нагнетания страстей.
Считаю такой подход при определении общей позиции очень важным, ведь по нашему поведению в этом зале избиратели и все люди судят не только о дееспособности парламента, но и об уровне единства ветвей власти. А значит, о стабильности в государстве и обществе.
За годы суверенного, независимого развития Беларуси как президентской республики наши граждане убедились в надежности и предсказуемости государственной власти, в том, что она способна обеспечить спокойствие и порядок в стране, видит резервы экономического роста на общее благо и конструктивно работает над решением социально-экономических задач.
Рост валового внутреннего продукта за 11 месяцев текущего года на 8,2 процента, продукции промышленности — на 8,3 процента, инвестиций в основной капитал — на 15 процентов, розничного товарооборота — на 15,7 процента и ввода в действие жилья за счет всех источников финансирования — на 10,9 процента — это, согласитесь, хорошие показатели. Как и увеличение за 10 месяцев объема внешней торговли товарами и услугами — на 22,3 процента, в том числе экспорта — на 19,7 процента, реальных денежных доходов населения — на 15,2 процента и реальной заработной платы — на 9,8 процента. Причем энергоемкость ВВП за этот же период снизилась на 9,1 процента при прогнозе 6—7 процентов, а производительность труда выросла на 7,9 процента.
Вы знаете, коллеги, что наша Беларусь, как свидетельствует ежегодный Доклад о развитии человека, опубликованный недавно ООН, входит в группу государств, имеющих высокий уровень развития человеческого потенциала, и занимает 64-е место в списке из 177 стран. Это первая позиция в Содружестве Независимых Государств.
Мы должны беречь доверие абсолютного большинства населения к власти, используя прежде всего законодательный инструментарий и не забывая о том, что все генерируемые нами идеи только тогда принесут пользу, когда будут исходить от осмысления стратегических целей национальных интересов, новых потребностей и новых реалий быстро меняющейся жизни. Итоги сессии подтверждают движение законотворческой траектории именно в таком направлении.
Центральным сессионным вопросом стало рассмотрение проекта Закона “О бюджете Республики Беларусь на 2008 год”. К обсуждению параметров документа депутаты подключились еще в апреле, на стадии определения макроэкономических показателей, и на протяжении полугода вместе с правительством и Администрацией Президента прорабатывали все бюджетные позиции с учетом возможностей страны. В результате коллективной работы получился финансовый документ, который является прочной платформой для инновационного развития социально ориентированной экономики. Несмотря на рост цен на энергоносители, в бюджете сохранена значительная социальная составляющая — она будет порядка 60 процентов всей расходной части бюджета. Возрастут расходы на социальную политику, здравоохранение, образование, физическую культуру, спорт, культуру и средства массовой информации. Предусмотрен рост заработной платы работников бюджетной сферы. Можно констатировать, что мы приняли сбалансированный, реалистичный законодательный акт, который позволит обеспечить нормальную жизнедеятельность Республики Беларусь  в новом году.
Решению этой задачи поспособствует также корректировка законодательства по вопросам налогообложения и государственной пошлины, направленная на упрощение структуры налоговой системы, порядка исчисления и уплаты налогов, на снижение налоговой нагрузки.
Системными нормативными документами стратегического значения являются принятые в первом чтении проекты Бюджетного кодекса Республики Беларусь и нового Кодекса Республики Беларусь о недрах. Кодификация разрозненных нормативных актов бюджетного права назрела. Она позволит оптимизировать бюджетный процесс, сделать его более мобильным и более эффективным, а новые подходы к комплексной регламентации отношений в области использования и охраны недр создадут надлежащие правовые условия для воспроизводства минерально-сырьевой базы как общенационального достояния.
Хотя проработка проектов кодексов является очень сложной и трудоемкой, у профильных комиссий, полагаю, достаточно опыта и профессионализма для доводки документов до нужного качественного уровня и подготовки их к рассмотрению на очередной сессии.
Проецируя стратегические цели национальных интересов на систему правовых координат, мы приняли блок востребованных жизнью поправок в законодательство по вопросам природных ресурсов, экологии, статистики, обеспечения единства измерений, страхования, оценочной деятельности, государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, жилищных отношений и другим.
Прошел процедуру рассмотрения в первом чтении проект нового для Беларуси Закона “О регистре населения”, в соответствии с которым предполагается создать в республике единую современную базу данных  о физических лицах. Такие компьютерные регистры существуют в большинстве развитых стран и подтвердили свою целесообразность.
Также в первом чтении приняты резонансные законопроекты “Об информации, информатизации и защите информации” и “О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам защиты прав потребителей”.
Еще один законопроект большого общественного звучания, принятый в эту сессию, — “О дорожном движении”. Он определяет государственное регулирование, управление, контроль в области дорожного движения, его организацию и обеспечение безопасности, выстраивает четкую систему полномочий и ответственности.
Хотел бы подчеркнуть, что конкретизация полномочий, прав и обязанностей субъектов правоотношений, усиление мер ответственности проходят сквозной линией в правовой базе, сформированной депутатским корпусом в эту сессию.
Внесены изменения и дополнения в законы “О государственной службе в Республике Беларусь”, “О Совете Министров Республики Беларусь”, “О государственных наградах Республики Беларусь”, в некоторые законодательные акты по вопросам деятельности прокуратуры, административной ответственности, гражданской обороны.
Развивая законодательную базу судебной системы, мы приняли в первом чтении законопроекты “О конституционном судопроизводстве” и “О внесении дополнений и изменений в Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь по вопросам совершенствования приказного и исполнительного производства”. Первый из них определяет порядок рассмотрения дел в Конституционном суде, а второй — упрощенную процедуру производства по некоторым делам без проведения судебного заседания и вызова сторон.
Поправками в Закон “О массовых мероприятиях в Республике Беларусь” устанавливается одинаковый правовой режим для массовых мероприятий, организуемых и проводимых по решению государственных органов, вне зависимости от дня их проведения.
Впервые в национальном законодательстве комплексно регламентируются вопросы предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной или временной защиты в Республике Беларусь. Законопроект по этому вопросу уже преодолел “планку” обсуждения в первом чтении.
Принимаемые парламентом меры по совершенствованию законодательства, особенно в части обоснованного усиления правовых норм административной и уголовной ответственности, нередко трактуются нашими политическими оппонентами искаженно, с целью искусственного нагнетания страстей и дестабилизации обстановки в обществе.
Гражданский мир и национальное согласие, достигнутые в Беларуси благодаря политике, проводимой Президентом А.Г.Лукашенко и всеми ветвями власти, кое у кого вызывают неприятие. Поэтому, коллеги, принципиально важной представляется наша консолидированная работа по правовому обеспечению безопасности граждан, всего общества и государства, превентивному противодействию внутренним и внешним угрозам и вызовам.
Эти угрозы и вызовы общеизвестны, так как они имеют глобальный, общемировой характер: терроризм, экстремизм, организованная преступность, торговля наркотиками, национальная и религиозная нетерпимость.
В нашей стране создан прочный правовой фундамент для обеспечения всех составляющих национальной безопасности. На завершающейся сессии в этом направлении сделаны новые шаги. Имею в виду более строгую ответственность, которая устанавливается в законодательстве за незаконный оборот особо опасных наркотических средств и психотропных веществ, а также за экстремистскую деятельность.
Формируя правовую базу для пресечения противоправных деяний, мы вместе с тем устанавливаем гуманные правовые санкции в отношении тех, кто возместил причиненный вред и искупил свою вину. На сессии принят проект Закона “Об амнистии некоторых категорий лиц, совершивших преступления”, в соответствии с которым освобождаются от отбывания наказаний осужденные за противоправные деяния, не относящиеся к категории тяжких и особо тяжких.
Весомый пакет законодательных решений посвящен социальной тематике. Хотя выдержавший экспертизу первого чтения законопроект “О возмещении банковских вкладов (депозитов) физических лиц” является нормативным актом банковского законодательства, социальная направленность его несомненна. Депутаты вместе с правительством проработали документ, который может сыграть положительную роль в повышении доверия вкладчиков к конкретным банкам и к банковской системе в целом, что в свою очередь позволит привлечь дополнительные инвестиции в экономику страны. С принятием проекта новой редакции Закона “О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей” размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет увеличится с 65 до 80 процентов бюджета прожиточного минимума. Получивший на сессии путевку в жизнь законопроект “О профессиональном пенсионном страховании” определил принципиально новый механизм государственного пенсионного страхования для работников, занятых на производстве с неблагоприятными условиями труда. С учетом обращений граждан и заинтересованных организаций депутаты решили сохранить действующий порядок выплаты льготных пенсий в период работы в неблагоприятных условиях труда тем, кто до введения профессионального пенсионного страхования уже получил право на досрочную трудовую пенсию полностью либо частично (имеет не менее половины требуемого льготного стажа).
В законодательстве будут усилены гарантии социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Регламентированы назревшие вопросы образования, упорядочения правописания белорусского языка, охраны здоровья, занятости населения, пенсионного обеспечения военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований.
Наращивая в ходе сессии правовую базу международного сотрудничества, мы приняли в первом чтении проект Закона “О международных договорах Республики Беларусь”, ратифицировали ряд документов, имеющих большое внешнеполитическое и внешнеэкономическое значение. Среди них — Договор о дружбе и сотрудничестве между Республикой Беларусь и Азербайджанской Республикой; межправительственное Соглашение о трудовой деятельности и социальной защите граждан Беларуси и Азербайджана, временно работающих на территории двух стран; межправительственное Соглашение с Российской Федерацией о транзите товаров, перемещаемых между таможенными органами наших государств; Соглашение о гармонизации требований к дополнительному обучению и профессиональной компетентности международных автомобильных перевозчиков в рамках СНГ; Договор с правительством Италии об условиях оздоровления в этой стране на основе безвозмездной помощи несовершеннолетних белорусских детей.
Ратификация Договора с итальянским правительством и принятие законопроекта о правопреемстве нашей республики в отношении межправительственного Соглашения СССР и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии о сотрудничестве в области медицинской науки и здравоохранения подтверждают твердую заинтересованность Беларуси в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Европейским Союзом.
Уважаемые товарищи! Интенсивно занимаясь в сессионный период своим главным делом — законотворчеством, Палата представителей не снижала активности своей международной и межпарламентской деятельности. Депутаты участвовали более чем в 55 международных мероприятиях, а также в международном наблюдении за парламентскими выборами в Казахстане, Кыргызстане, России, Украине, за референдумом в Кыргызстане. В Палате представителей проведено более двух десятков встреч с зарубежными парламентариями и дипломатами.
Укрепляя главный вектор нашего межпарламентского сотрудничества, мы приняли участие в ряде мероприятий в рамках Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых Государств, Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества, Парламентской Ассамблеи Договора о коллективной безопасности.
На мероприятиях, прошедших в г. Санкт-Петербурге в парламентском формате СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ, состоялись встречи Председателя Палаты представителей с руководителями обеих палат Федерального Собрания Российской Федерации, парламентов Казахстана и Армении. Были обсуждены как широкий круг двусторонних вопросов, так и проблемы, имеющие большое значение для СНГ, ЕврАзЭС и ОДКБ в русле решений, принятых 5—6 октября в г. Душанбе на саммитах руководителей государств — членов этих организаций.
На тридцать второй сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России принят бюджет Союзного государства на 2008 год. Белорусская депутация активно поработала на всех стадиях подготовки проекта союзного бюджета. Большинство поправок, внесенных комиссиями Парламентского Собрания и рекомендованных к принятию, было инициировано белорусской стороной.
Высший Государственный Совет Союзного государства, состоявшийся в Минске 14 декабря, утвердил бюджет Союзного государства на 2008 год в сумме 4061 млн российских рублей, что по сравнению с 2007 годом больше на 10 процентов. Впервые за годы союзного строительства финансирование 38 программ, подпрограмм и иных мероприятий, предусмотренных союзным бюджетом, будет идти своевременно, с начала нового года.
Заседание Высшего Государственного Совета, подписанные белорусско-российские соглашения и сделанные президентами А.Г.Лукашенко и В.В.Путиным заявления о необходимости укрепления нашего взаимодействия, в том числе на международной арене, добавили оптимизма как депутатам Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, так и миллионам людей в двух странах, радеющим за судьбу союзного строительства.
Белорусским и российским парламентариям предстоит серьезная работа по дальнейшему сближению правовых систем наших стран на основании задела, который был сформирован в прежние годы и в период этой сессии.
Приобретенный опыт парламентской дипломатии активно используется депутатами в работе 46 рабочих групп и 2 межпарламентских комиссий Национального собрания Республики Беларусь по сотрудничеству с зарубежными парламентами, а также в контактах с европейскими парламентскими структурами.
Нашу страну посетили с визитами парламентские делегации Вьетнама, Ирана, Италии, Китая и Чехии, а также парламентарии Германии, Казахстана, Кыргызстана, Литвы, России. Состоялся рабочий визит парламентской делегации Республики Беларусь в Турцию.
Депутаты приняли участие в заседаниях Парламентской Ассамблеи Центральноевропейской инициативы, в тридцатой пленарной сессии Парламентской Ассамблеи Черноморского экономического сотрудничества и в организованной Северным Советом конференции “Роль политиков в меняющемся обществе”.
В контексте последовательного развития взаимоотношений с парламентскими организациями Европейского Союза мы рассматриваем состоявшийся 16—18 октября визит в нашу страну докладчика по Беларуси Комитета Парламентской Ассамблеи Совета Европы по политическим вопросам заместителя Председателя ПАСЕ Андреа Ригони. Состоявшийся диалог носил взвешенный и конструктивный характер.
Мы заинтересованы в налаживании полноформатного взаимодействия с европейскими парламентскими структурами на равноправной основе, соответствующей нормам и принципам международного права, без политического нажима и диктата и без вмешательства во внутренние дела нашей страны.
Путь к взаимопониманию необходимо искать, отбросив затертые клише и штампы, в конструктивном ключе, уважая право каждого государства на самостоятельный выбор модели развития, определение своей внутренней и внешней политики.
Надеемся, что в парламентских ассамблеях ОБСЕ и ПАСЕ откажутся от политики двойных стандартов и осознают ущербность решений, направленных на ущемление национальных интересов Республики Беларусь.
Депутаты Палаты представителей будут и впредь активно использовать парламентскую дипломатию для высказывания позиции нашего государства по ключевым вопросам современного мира, доведения до зарубежных парламентариев объективной информации о событиях общественно-политической жизни в нашей стране.
Подводя общие итоги седьмой сессии, уважаемые коллеги, можно сделать вывод о том, что сформированная нами правовая база адекватна задачам Республики Беларусь на нынешнем этапе ее развития. Приняты своевременные, идущие от жизненных проблем законодательные решения, которые принесут пользу обществу и государству. Опираясь на приобретенный за три года парламентский опыт, депутаты активно продвигают национальные интересы страны на мировой арене.
С завершением сессии наша законотворческая работа не заканчивается. Ее эпицентр перемещается из Овального зала в постоянные депутатские комиссии и рабочие группы по подготовке законопроектов.
Необходимо довести до нужной качественной кондиции нормативные правовые документы, получившие одобрение в первом чтении, чтобы рассмотреть их во втором чтении на весенней сессии. Это законопроекты “Об ипотеке”, “Об основах деятельности по профилактике правонарушений”, проект новой редакции Закона “О здравоохранении”.
Кроме того, следует завершить подготовку ряда законопроектов для рассмотрения в первом чтении. Среди них — проект новой редакции Закона “О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС”.
Ожидается внесение в Палату представителей новых законодательных инициатив, таких, к примеру, как “Об использовании атомной энергии”, “О профессиональных союзах”, “Об основах административных процедур”, “Об основах судебно-экспертной деятельности”. При этом следует так организовать работу над этими законопроектами, чтобы рассмотреть их до истечения срока  наших депутатских полномочий.
В межсессионный период будет напряженным и ритм международной деятельности Палаты представителей. Нам предстоит серьезная работа по дальнейшему формированию международной договорно-правовой базы, в том числе по ратификации договоров, подписанных руководителями государств на саммитах ОДКБ, ЕврАзЭС и СНГ в г. Душанбе в октябре 2007 года. Нужно как можно скорее наладить конструктивное взаимодействие с новой российской депутацией в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России, особенно в вопросах, связанных с организацией совместного контроля за ходом реализации союзных программ.
Самым серьезным образом следует отнестись к подготовке тридцать третьей сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, которая состоится в нашей стране.
Будет осуществляться подготовка к мероприятиям МПА ЕврАзЭС, ПА ОДКБ, МПА СНГ, Международной парламентской конференции по вопросам миграции, которые пройдут в начале апреля 2008 года в г.Санкт-Петербурге, а также к 118-й Ассамблее МПС и связанным с ней мероприятиям.
В первом квартале 2008 года необходимо провести подготовку к визитам парламентских делегаций Республики Беларусь в Египет, ЮАР и Вьетнам.
Таким образом, коллеги, впереди нас ждет не менее напряженный трудовой ритм.
Не сомневаюсь, что мы продолжим нашу депутатскую деятельность в таком же конструктивном ключе, как и на этой сессии.
Еще раз благодарю всех депутатов, а также сотрудников Секретариата Палаты представителей за проделанную работу.
Позвольте от всех нас выразить слова благодарности нашим коллегам из Совета Республики, правительству, Администрации Президента Республики Беларусь за конструктивное взаимодействие.
Я уверен, что и в 2008 году наше сотрудничество будет столь же эффективным и плодотворным.
Поздравляю вас, уважаемые коллеги, ваши семьи, всех присутствующих в этом зале и наших избирателей с наступающими новогодними и рождественскими праздниками!
Здоровья, счастья и благополучия каждому из вас!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter