Депутат объяснил, почему дорожает топливо: считаю обоснованным установление цены как минимум на уровне, компенсирующем затраты НПЗ

Автомобильное топливо с начала года подорожало на 6 копеек или на 3,2%. С сегодняшнего дня цена 1 литра бензина АИ-92 составляет 1 рубль 76 копеек, АИ-95 – 1 рубль 86 копеек, ДТ – 1 рубль 86 копеек.

Архивное фото

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Денис Карась напоминает:  в структуре розничной цены на нефтепродукты более 50% занимает стоимость нефти, примерно 10% – производственные и сбытовые затраты производителей и около 30% –налоговая составляющая.

– Белорусские НПЗ покупают российскую нефть дешевле, чем она стоит на мировом рынке. Однако налоговый маневр в нефтяной отрасли Российской Федерации, который предусматривает постепенное обнуление экспортной пошлины на нефть и повышение ставки налога на ее добычу, с каждым годом приближает белорусские НПЗ к мировым ценам на нефть.

По словам депутата, в этом году белорусские НПЗ покупают российскую нефть по цене, которая составляет 85 процентов от мировой. При этом цены на топливо в Республике Беларусь по-прежнему остаются почти на 50 процентов ниже, чем в сопредельных европейских странах с рыночным ценообразованием на нефть и нефтепродукты.

– Нефтяной рынок имеет свои особенности. Нефть приобретается НПЗ по цене, находящейся в привязке к мировым котировкам. В 2020 году, по имеющимся в концерне данным, средняя котировка 1 барреля нефти составила 41,7 доллара США, а в январе-феврале 2021 года  – около 58 долларов США, или почти на 40 процентов больше. В первых числах марта средние значения котировок выросли до 64,7 доллара США.

Цены на топливо в стране устанавливаются в белорусских рублях, а почти 90% затрат на производство нефтепродуктов зависят от курса доллара США, в котором исчисляется и стоимость сырья, и транспортные расходы, и стоимость энергоресурсов, и стоимость приобретаемых для производства качественного продукта технологического оборудования, присадок, катализаторов, других материалов и запасных частей. За последние 12 месяцев за счет курсовых колебаний белорусского рубля затраты производителей нефтепродуктов увеличились на 16,9%, а цены на топливо – на 1,3%.

– Однако это не значит, что НПЗ планируют переложить все проблемы на своих потребителей. За прошлый год за счет реализации оптимизационных мероприятий производители сэкономили более 90 млн рублей, а бюджет сохранил на неизменном уровне налоговую нагрузку для НПЗ. Чтобы сохранить стоимость топлива на приемлемом уровне после завершения налогового маневра, от взимания акцизов на автомобильное топливо могут и вовсе отказаться. Об этом уже неоднократно информировал Минфин, – комментирует Денис Карась.

Депутат также напомнил, что стоимость топлива на внутреннем рынке регулируется концерном «Белнефтехим» путем установления предельных максимальных цен. То есть АЗС могут продавать топливо дешевле, но уровень цен в первую очередь определяют возрастающие затраты.

– Как и концерн, считаю обоснованным установление цены на моторное топливо как минимум на уровне, компенсирующем затраты НПЗ, чтобы не прекратить процесс финансирования их деятельности и планировать поэтапное изменения цен на основе мониторинга рыночной конъюнктуры и экономической ситуации на НПЗ. Такой подход позволит сбалансировать интересы производителей нефтепродуктов и потребителей, сделать процесс индексации цен на топливо предсказуемым, а расходы на топливо управляемыми, – резюмировал Денис Карась.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter