Заменит ли возобновляемая энергетика нефть и газ?

Деньги за бочку, деньги за ветер

В погоне за прибылью главное вовремя остановиться, иначе можно легко утратить чувство реальности. Нечто подобное случилось и со странами ОПЕК, которые до недавнего времени качали нефть поистине стахановскими темпами. Расплата не заставила себя ждать.



Котировки черного золота год назад рухнули до 28 долларов за баррель. Бюджеты нефтедобывающих стран затрещали по швам. С превеликим трудом нефтяные державы впервые за восемь лет договорились сократить добычу сырья, чтобы восстановить баланс спроса и предложения. Рынок отреагировал незамедлительно. Сразу после новогодних праздников цена за бочку впервые с ноября 2015-го превысила отметку 58 долларов. Казалось бы, можно остановиться и перевести дух. Однако на этом фоне появилась новость, которая как минимум заставила поежиться некоторых экспортеров черного золота. Эксперты Всемирного экономического форума пришли к выводу, что возобновляемая энергия стала дешевле или сравнялась по цене с ископаемыми энергоносителями в более чем 30 странах. В ближайшие несколько лет паритет стоимости энергии установится в подавляющем большинстве государств. А это прямой путь к снижению инвестиций в нефтегазовый сектор. Означает ли это, что эпоха углеводородов движется к закату? Вернется ли мир к дорогой нефти или совсем скоро в нашу повседневную жизнь войдут электромобили, водородные двигатели и самолеты с солнечными батареями?

Последнее, кстати, совсем не фантастика. Прошлым летом мир облетела новость о том, что первый самолет на солнечных батареях впервые пересек Атлантику. А на днях Китай стал третьей страной в мире после США и Германии, где прошли успешные испытания самолета на водородных топливных элементах. В Швейцарии запустили крупнейшую в мире криогенную электростанцию. А в том же Китае в декабре заработала первая в Азии солнечная электростанция, способная вырабатывать электричество круглосуточно. Всего же Китай до 2020 года инвестирует в альтернативную энергетику 360 миллиардов долларов. Это позволит создать в энергетическом секторе 13 миллионов рабочих мест и довести долю возобновляемых источников в общем объеме выработки электроэнергии до 15 процентов, что эквивалентно 580 миллионам тонн угля.

К чему такая спешка? Все очень просто (или, точнее, весьма сложно). За последние четверть века потребление Китаем энергии возросло в четыре раза. Чтобы удовлетворить потребности почти полуторамиллиардного населения, не допустить энергетического коллапса и при этом хоть как-то снизить нагрузку на экологию, страна вынуждена проводить переориентацию с угля на солнечную, ветряную и ядерную энергетику. Эксперт в сфере энергоресурсов Александр Собко полагает, что этот переход займет гораздо больше времени, чем кажется на первый взгляд:

— Китай всячески пытается уйти от угольной генерации электроэнергии. Но в итоге планы постройки угольных блоков в десять раз превосходят планы строительства новых электростанций на природном газе. Получается, вся страна напряженно строит ветряки, солнечные батареи, ГЭС и АЭС, а в результате уголь потеряет 1—2% в общей генерации электроэнергии, может быть, чуть больше в более длительном периоде. Ничего с этим поделать нельзя — такова инерция отрасли.

Столь же неоднозначны и перспективы по переводу мирового парка автомобилей на электромобили. Экономист Вячеслав Лактюшкин делает такой расклад:

— Производство машин с двигателями внутреннего сгорания — это примерно 80 миллионов в год. А вот электромобилей в мире делают всего около 500 тысяч, меньше процента от производства машин с ДВС. Лидер в этом направлении, компания “Тесла”, собирается в 2020 году выйти на 500 тысяч. Значит, отрасль вырастет где-то до 1—2 миллионов, что опять-таки мизер по сравнению с автомобилями с ДВС. Транспортная отрасль тоже очень инерционна, и чтобы как-то прижать потребление нефти в этом секторе, речь должна идти о десятках миллионов электромобилей в мировом парке машин.

А этого нет даже в перспективе 15 лет.

Белорусские ученые в этом году также планируют представить экспериментальный образец электромобиля. А вот распространение водородных двигателей кандидат технических наук Виктор Гайко оценивает скептически:

— Для создания такого двигателя требуется дорогостоящее оборудование. В частности, необходим специальный катализатор из платины, который требует высоких затрат и при этом имеет относительно небольшой срок эксплуатации. Такой автомобиль будет очень дорогостоящим, и далеко не каждый сможет позволить себе приобрести его.

Вообще, разговоры о том, что нефти мало и она скоро закончится, ведутся чуть ли не с середины прошлого века. Но сегодня эта гипотеза не столь очевидна, и Вячеслав Лактюшкин объяснил, почему:

— Нефтяные “слоны”, добывающие большую часть нефти (Россия, Саудовская Аравия, США, Канада и ряд стран Ближнего Востока) находят новые ресурсы для поддержания уровня добычи. Когда нефть стоила около 100 долларов за баррель, были сделаны большие инвестиции в отрасль. Массу проектов просчитали, но отложили в долгий ящик в ожидании стабильно высоких цен.


Ежегодный прогноз Международного энергетического агентства также оспаривает предположения о том, что пик мирового спроса на углеводороды может быть пройден уже через 5—15 лет.

— Мир будет наращивать потребление нефти как минимум до 2040 года, потому что нефть сложно заменить в автомобильных грузоперевозках, авиации и нефтехимии.

А это значит, что эра ископаемого топлива далека от завершения, — резюмирует исполнительный директор МЭА Фатих Бироль.

По законам рынка растущий спрос на какой-либо товар поднимает его стоимость. Прогнозы на 2017 год варьируются в диапазоне от 40 до 70 долларов. Если, конечно, страны ОПЕК удержат добычу на согласованном в ноябре уровне 32,5 миллиона баррелей. Впрочем, в любом случае в ближайшее время мы вряд ли увидим повышение котировок до уровня 2014 года, то есть выше 100 долларов за баррель. Вот мнение по этому поводу финансового аналитика Валерия Полховского:

— Минувший год оказался очень показательным для нефтяного рынка. Мы увидели, что мировая нефтяная отрасль не способна работать при цене около 30 долларов за баррель, а также убедились в том, что, несмотря на все разговоры, ОПЕК, скорее, жива, чем мертва, и способна играть роль регулятора на рынке. В начале 2016-го, когда цены снизились до 27 долларов за баррель, широкое распространение получили разговоры об окончании эры углеводородов. Однако падение цен к таким низким уровням спровоцировало масштабные покупки со стороны крупных участников рынка, а также массовое бегство инвестиций из отрасли. Например, инвестиции в геологоразведку снизились почти до нуля, а в целом отрасль за два года кризиса недосчиталась 1 триллиона долларов капитальных расходов. Мир осознал, что 30 долларов за баррель пока еще не цена нефти.

С другой стороны, чем выше поднимутся мировые цены на сырье, тем больше соблазна будет у потребителей развивать альтернативную энергетику. И здесь наша страна, как принято говорить, находится в тренде. Например, в Щучинском районе финиширует строительство уже третьей солнечной электростанции. Для развития ветроэнергетики в стране определили 22 перспективных района. Установка в них около двух тысяч ветряков позволит сэкономить около миллиона тонн условного топлива.

Большие надежды возлагаются и на строящуюся АЭС. Сегодня атомные электростанции работают в 30 странах, примерно такое же число государств хотят присоединиться к ядерному клубу. Всего же в мире сооружается 68 энергоблоков. Прогноз МАГАТЭ — к 2030 году мощность ядерной энергетики возрастет на 70 процентов. Основная доля этого прироста придется на Азию, но Европа тоже не отворачивается от мирного атома. Великобритания вместе с Францией и Китаем будет строить атомную станцию Хинкли Пойнт за 24 миллиарда долларов. Ее уже называют самым дорогим объектом в истории человечества. А швейцарские избиратели на референдуме отвергли предложение установить максимальный срок работы АЭС 45 лет. Если бы инициатива “зеленых” прошла, то три из пяти ныне работающих в Швейцарии АЭС были бы закрыты уже в следующем году, еще одна — в 2024 году и последняя — в 2029 году. Противники этой идеи указывают на то, что Швейцария не сможет так быстро перейти на возобновляемые источники энергии и ей придется импортировать электричество из соседних стран.

Наличие собственной АЭС позволит нашей стране ежегодно замещать около пяти миллиардов кубометров природного газа. При этом выбросы парниковых газов снизятся на 7—10 миллионов тонн в год. Такая арифметика не оставляет сомнений в том, что у атомной энергетики есть будущее, и поэтому в ближайшие годы к ней будет присматриваться все больше стран.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter