В Минлесхозе развивают торговлю собственной продукцией — изучили работу пилотного для отрасли объекта

Деньги в кубе

Быть ближе к населению и предлагать качественную продукцию по справедливым ценам. Именно такие задачи ставит перед собой Минлесхоз, развивая сеть торговых площадок по реализации собственной продукции лесхозов. В начале июля в пяти регионах страны открылись такие павильоны. Впрочем, судя по планам, точку на этом ставить в министерстве не намерены — в перспективе собственная торговая сеть будет прирастать новыми объектами. Тем более что пример Копыльского опытного лесхоза, первооткрывателя направления, — удачный. Корреспонденты «Р» отправились в Дзержинск, чтобы посмотреть, как работает пилотная для отрасли площадка.

Ближе к потребителям

Работа с населением всегда стояла в приоритете у руководства Копыльского опытного лесхоза. Потому шесть лет назад, глядя на показатели продаж пиломатериалов и конкуренцию в районе и окрестностях, решили стать еще ближе к покупателям. И взяли в аренду часть офисного здания и погрузочной площадки действующего предприятия на окраине соседнего Дзержинска. Ставку сделали на большой частный сектор — как-никак вокруг очень много садовых товариществ с почти 35 тысячами домохозяйств. Плюс сам по себе город большой — около 30 тысяч человек, в районе проживает около 40 тысяч. А значит, спрос наверняка будет постоянным и платежеспособным. И не прогадали.

Главный инженер Копыльского опытного лесхоза Сергей Евсюченя вводит в курс дела:

Сергей Евсюченя.

— При этом чем дольше мы работали, тем отчетливее понимали, что для демонстрации ассортимента, предоставления комфорта покупателям и персоналу необходима собственная площадка. Ведь разместить больший штат людей на прежнем месте было проблематично, в выходные дни возникали вопросы с доступом на территорию, с погрузкой… В конце 2020-го решили построить свою базу. Обратились в исполком — нам выделили землю для строительства производства на территории бывшего льнозавода без аукциона. В течение зимних месяцев подготовили проект, прошли госстройэкспертизу, в конце марта приступили к строительству. К концу года объект был готов. В эксплуатацию ввели в январе 2022-го и приняли на работу семь человек. А первый договор продажи заключили 11 января.

Сегодня на 70 сотках размещается склад готовой продукции, товар на который привозят два-три раза в неделю из цеха деревообработки Копыльского опытного лесхоза. Часть пилопродукции естественной влажности представлена на площадке под открытым небом, часть — в специальных павильонах и под навесами. Рядом — административное здание, где в комфортных условиях можно проконсультироваться или сделать заказ. За доставку можно не переживать — лесхоз предоставляет технику. Работает торговый павильон без выходных с 8 утра до 8 вечера. При этом даже с утра в будний день покупатели приезжают один за одним. Встречаем семью Шпилевских. Пока муж осматривает представленную продукцию, супруга Регина рассказывает, почему приехали именно сюда:

— У нас частный дом в Дзержинске, решили отремонтировать веранду. Разговаривали со знакомыми насчет того, что и где купить. Посоветовали ехать именно сюда. Заверяли, что здесь качественнее и дешевле, чем у частников.

Даже в будний день местные жители приезжают на торговую площадку один за другим, на месте выбирают подходящий товар и оформляют покупки.

Лесхоз задает цену и качество

Сергей Евсюченя подчеркивает, что цены лесхоз держит доступными для населения, а качество подтверждается ГОСТами и производственными техусловиями.

— Конечно же, смотрим, что и по какой цене предлагают частные конкуренты. Если мы заявили, что пиломатериалы здесь 1-го и 2-го сорта — так и будет. А люди наши привыкли доверять продавцу, немногие разбираются в деталях — доска и доска. Плюс мы всегда даем чеки, выписываем накладные — все прозрачно. Кроме того, постоянно проводим различные акции, экономика позволяет, — обращает внимание главный инженер. — Необязательно к нам ехать, чтобы оформить заказ, — запустили интернет-магазин, где представлен весь ассортимент. Можно оформить заявку онлайн — продавец свяжется, проконсультирует, поможет высчитать, какой объем и что лучше взять…


Что в топе спроса? Материалы для кровли — балки, стропила, мауэрлаты, обрешетка, а также строганые изделия — доска пола, обшивка (вагонка, имитация бруса, блок-хаус).

— Также охотно берут декоративные дубовые дорожки, шишки и кору для мульчирования вокруг стволов деревьев. Для украшения участка покупают и декоративный посадочный материал, и саженцы деревьев. Традиционно высокий спрос летом на колотые дрова в сетках, лучину для розжига, финские свечи, деревянные шезлонги. Последние, кстати, производства Старобинского лесхоза. Вообще же здесь, кроме нашей продукции, представлены товары коллег из Борисовского опытного лесхоза, например топливные гранулы, обеденные гарнитуры, а также Клецкого лесхоза — только там делают термодревесину. Есть у нас и разделочные доски, и скворечники, и плетеные корзины, и мед — сопутствующие товары тоже востребованы, — проводит экскурсию Сергей Евсюченя.

На площадке в Дзержинске представлен широкий ассортимент продукции не только Копыльского опытного лесхоза, но и ряда других лесхозов Минской области.

Пользуются спросом сейчас и колотые дрова. Собеседник рассказывает, что этот тренд держится сразу в нескольких районах столичного региона:

— В Копыльском и соседних Слуцком, Узденском, Несвижском, Клецком и Дзержинском районах последние пару лет стала популярна доставка населению колотых дров в мягком контейнере — это очень удобно. Объем биг-бега по факту — 0,75 кубометра. По цене даже с учетом доставки получается минимум вдвое дешевле, чем у частников. Например, колотые дубовые дрова в мягком контейнере без доставки на сегодня обойдутся в 63,75 рубля. Очереди как таковой нет — в течение 3—5 дней все заявки выполняем.

При этом немало средств вкладывается в рекламу своего объекта — в СМИ, через баннеры и билборды на трассе М-1… Без постоянного напоминания о себе — никак, считают в лесхозе. Заметили: стоит запустить новую рекламу — и число покупателей увеличивается.

Работа с населением приносит доход

— Спрос, понятное дело, сезонный: с весны по осень высокий, зимой спадает. Хотя на этой площадке поток клиентов более равномерный, чем в Копыле — там четко прослеживается закономерность между финансовыми поступлениями у людей и заказами. Да и объемы здесь все же больше. Только с начала года мы заключили уже более 700 договоров на общую сумму 350 тысяч рублей. На старой площадке и число покупателей, и сумма была, конечно же, другой. Здесь мы прибавили. Хотя не сбрасываем со счетов и то, что раньше цены на продукцию все же были другими. По сути, только эта площадка приносит около 10 процентов ежемесячной выручки лесхоза. Свой плюс дает реализация и в самом Копыле. Получается немало, — рассказывает главный инженер.

Впрочем, судя по планам руководства лесхоза, выручка станет еще больше. Так, планируется открыть еще одну торговую площадку — уже на выезде из Минска, в конце Логойского тракта. Ее территория — 5 тысяч квадратных метров. Сейчас как раз завершается процедура госзакупки по выбору поставщика навесов, параллельно решается вопрос офисного помещения. Впрочем, это далеко не единственное место на карте Минска и Минской области, где намерен в дальнейшем реализовывать свою продукцию Копыльский опытный лесхоз. Прорабатываются вопросы аренды на других территориях и даже получения участка для строительства собственного большого объекта.

— У нас неплохо получается работать с населением. Более того, мы видим в этом перспективу для себя, понимаем, что в состоянии удовлетворить спрос большого количества покупателей, предложить им разнообразную продукцию в широком ассортименте по доступным ценам, тем самым потеснив посредников и конкурентов. И то, что наш опыт перенимают в отрасли, подтверждает: мы выбрали верный ориентир и движемся в нужном направлении, — резюмирует Сергей Евсюченя.


Продавец-консультант Наталья Белякова всегда готова сориентировать покупателей в большом ассортименте. 

В числе популярной продукции и мед по доступным ценам.

КОММЕНТАРИЙ В ТЕМУ

Владимир КРЕЧ, заместитель министра лесного хозяйства:

— Опыт Копыльского лесхоза по развитию розничной торговли показал перспективность этого направления. Именно поэтому мы поставили для себя задачу на первоначальном этапе открыть как минимум по одному торговому объекту в каждой области нашей страны. Пять площадок уже созданы. В частности, объекты открыты в Бресте на улице Кобринской, 53, в Витебске на улице Мира, 44, в Гродно на улице Фестивальной, 16а, в деревне Калинино Гомельского района — в непосредственной близости от Гомеля и месторасположения основного количества садоводческих товариществ, в Борисове — на производственном участке «Неманица». В ассортименте розничных магазинов пиломатериалы, топливные гранулы, щепа, дрова и др. Помимо этого, там можно приобрести посадочный материал древесных и кустарниковых пород, саженцы хвойных и лиственных пород, а также мед.

На подходе еще несколько торговых объектов. Так, Борисовский опытный лесхоз организует площадку в Борисове, Копыльский опытный лесхоз развернет торговлю в Минске по Логойскому тракту, 52 (стоянка № 39). Новый торговый объект появится и в Могилевской области, место которого сейчас определяется. Мы убеждены, что все площадки будут пользоваться спросом у населения. Ведь цены у лесхозов действительно ниже, чем у частных организаций.

Этот опыт для отрасли новый. В свое время мы пытались работать с действующими торговыми сетями, но по ряду причин сотрудничество не сложилось. Со временем осознали: пришла пора не подстраиваться под других игроков на рынке, а самим задавать правила игры. Причем от этого прежде всего выиграет простой покупатель: как известно, здоровая конкуренция способствует здоровому цено­образованию.

Поддержку в этом вопросе нам оказывает и Правительство. Сегодня стоит задача развивать внутреннее потребление. Открытие торговых павильонов — один из существенных шагов в этом направлении.

В будущем планируем выпускать продукцию лесхозов для отечественного рынка под единым брендом. Это позволит сделать нас более узнаваемыми и повысить эффективность работы торговых площадок.

druk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter