Деньги отдай другу, про бартер - забудь

Проблемы, которые несет экономике бартер, известны: непрозрачность сделок, что чревато криминалом; необоснованный рост затрат.
Проблемы, которые несет экономике бартер, известны: непрозрачность сделок, что чревато криминалом; необоснованный рост затрат. Не случайно Александр Лукашенко потребовал начиная с января от бартера полностью отказаться. Однако не получилось. Руководители ряда отраслей с энтузиазмом доказывали, что нет сейчас у предприятий таких возможностей.

Так родился компромисс: товарообменные операции допускались только в случае, когда за каждую конкретную сделку будет отвечать конкретный руководитель - предприятия, министерства, правительства. Что же на деле?

Вчера этот вопрос стал, пожалуй, камнем преткновения на заседании Президиума Совета Министров. Рассматривалась ситуация с неденежными формами расчетов. С одной стороны, бартера стало заметно меньше. К примеру, если за газ в 2001 году деньгами России платили около четверти причитающихся сумм, то в декабре прошлого года - 78,6 процента. С другой стороны, оставшаяся часть расчетов "натурой" еще велика в ряде сфер и отраслей. Это особенно диссонирует на фоне 95-процентного уровня внутренних денежных расчетов за энергию, на которые вышла Россия.

Министр по налогам и сборам Константин Сумар рассказал мне, что сокращение бартерных расчетов уже положительно сказалось на поступлениях в госбюджет. В то же время настораживает широкое распространение векселей - зачастую эти суррогаты денег используются значительно дольше оговоренного срока.

Так не можем перейти к полноценным денежным расчетам, как доказывали вчера некоторые руководители отраслей и ведомств, или не очень хотим? Ко второму мнению, похоже, больше склонялся Премьер-министр Геннадий Новицкий. В частности, он упрекнул подчиненных в том, что они истолковали согласие россиян получать часть оплаты за энергоносители товаром как заинтересованность в этом. Согласитесь, эти два понятия отнюдь не равнозначны. Отсюда - неверный вектор в практической работе, в том числе психологический. Ну и, наконец, так и не удалось, несмотря на все попытки главы правительства, получить представление о механизме административной и экономической ответственности за бартерные сделки. А потому не названа и дата, когда их можно будет считать вне закона.

Остается надеяться, что ситуация прояснится месяца через два-три, когда Президиум Совета Министров вновь намерен вернуться к вопросу о бартере.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter