Деньги не знают границ

Прошло почти две недели после встречи Президента с предпринимателями.
Прошло почти две недели после встречи Президента с предпринимателями. Понятно, что немедленных изменений в бизнесе не произошло, но деловая атмосфера как бы прояснилась. Потому что Президент достаточно четко высказался по ряду базисных вопросов экономической действительности.

Хочу особо отметить один аспект. Пришло время уйти в архив расхожему мнению о принципиальном неприятии в стране частной собственности и рыночной экономики в целом.

Что происходит сегодня?

В стране действуют почти 62 тысячи частных предприятий и организаций, т.е. четыре из каждых пяти субъектов хозяйствования - частные. К этому следует прибавить примерно 200 тысяч частных предпринимателей, работающих без образования юридического лица. 40 процентов занятых в экономике работают в негосударственном секторе. Все это - весьма красноречивые факты. Их комментируют слова Президента на встрече с деловыми людьми: "Я за то, чтобы человек мог свободно открыть свое дело, заработать деньги и тратить их по своему усмотрению".

А вот и второй принципиальный момент. Президент призвал вернуть в страну вывезенные капиталы и, по сути, дал гарантии их владельцам (если, конечно, финансы не имеют криминальной родословной). Многие, кстати, этот посыл восприняли скептически. Мол, какие у нас могут быть деньги за границей! Но как тут не вспомнить утверждение некоторых политиков, что, дескать, из-за неблагоприятных условий наши предприниматели перерегистрируют предприятия в России, оффшорных зонах и т.д. Да и недавний всплеск регистрации в Беларуси иностранных компаний на поверку оказался возвратом на родину вывезенных средств. Правда, прибыль в этом случае вновь утекает за рубеж. Очевидно, что от этого теряют и государство, и деловые люди.

В чем выход? В том, отметил Президент, чтобы вложить амнистированные зарубежные активы в дальнейшую приватизацию белорусской экономики. И это я бы назвал третьей кульминационной точкой совещания. Не секрет, что на лучшие наши предприятия нацелился поднявшийся на нефтегазодолларах российский бизнес. При этом даже от руководителей высокого уровня порой можно услышать: ну и слава Богу! Нам неважно, какой "национальности" капитал, главное, чтобы он работал в стране. Так-то оно так, да обеспечить вторую часть этой формулы в наибольшей мере способен только отечественный бизнес. В этом смысле показательна политическая составляющая этой проблемы. "Если человек родился в Беларуси, у него здесь корни, если он взращен этой землей, то он не меньше будет патриотом, чем те другие, которые из-за бугра сюда придут и захотят здесь работать", - цитирую по рабочему блокноту слова А.Лукашенко.

Итак, 15 - 20 процентов акций наиболее привлекательных приватизируемых предприятий должны перейти к нашим деловым людям, причем на льготных условиях. Понятно, что потенциальные зарубежные инвесторы с интересом восприняли такую новость.

Следующим шагом должна стать реальная либерализация хозяйственного механизма. Предприниматели настаивают на сокращении налогового бремени, упрощении регистрации предприятий и лицензирования их деятельности, упорядочении работы контролирующих органов. Понимает необходимость этого и власть.

Теперь очередь за конкретными правительственными и законодательными решениями, что, кстати, невозможно без участия предпринимательских кругов. А оно во многом зависит, в свою очередь, от реакции на результаты встречи.

"Знаковое мероприятие, - так оценил ее, например, депутат Палаты представителей Андрей Нарейко. - Прежде чем правительство определит меры по либерализации экономики, пройдут парламентские слушания по развитию малого и среднего бизнеса. Готовится закон о регистрации и лицензировании, вскоре начнется рассмотрение проекта Налогового кодекса. То есть любое движение в ту или иную сторону должно быть предварительно всесторонне осмыслено".

А вот доктор экономических наук Александр Ковтуненко, не оспаривая полезности обмена мнениями, считает, что не удалось донести до Президента всю остроту ситуации в экономике, что главное - не льготные условия регистрации, а государственная поддержка малого бизнеса. Между тем в госбюджете средств на это нет. Вряд ли реально и привлечение ежегодно миллиарда долларов иностранных инвестиций. И в том и в другом случае источником могут стать "чулочные" накопления граждан, но для этого необходимо укрепить доверие к финансовым структурам государства.

На чьей стороне истина? Думается, отчасти правы и те и другие. Главное - собрать воедино все позитивное, чтобы совместно облагородить деловой и инвестиционный климат.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter