Энергетические амбиции Германии терпят крах

Деньги на ветер

Примерно полтора десятка лет назад в составе белорусской делегации был в Германии. Знакомился с тем, как в стране осуществляется переход на альтернативные источники энергии — ветрогенераторы да солнечные батареи. Куда нас только не возили и что не показывали-рассказывали…

Ожидания

Во время конференции «Политика энергетики будущего», организованной социал-демократической фракцией бундестага, говорилось о последних наработках немецких специалистов. Мол, себестоимость электроэнергии, произведенной с помощью ветряков, все падает и падает.
Амбициозно заявлялось: пройдет год-другой-пятый — и развитие технологий позволит (с помощью ветра и солнца) получать энергию дешевле, чем из традиционных угля да газа. А это — в свою очередь — путь к энергетической независимости страны. От России и стран Персидского залива, откуда идут газ и нефть. Да от Китая — поставщика угля.
В Немецком агентстве энергетики сотрудница этой организации Мария Бусс хвасталась десятками тысяч ветряков, установленных по всей стране. Говорила о гигаваттах энергии, вырабатываемой солнечными панелями, о миллионах квадратных метров гелиоустановок для подогрева воды.

Плюс ко всему во Франкфурте-на-Одере нам показали огромную площадку с сотнями солнечных батарей. Это была испытательная площадка для продукции, выпускаемой четырьмя предприятиями города. Да еще познакомили с членами Общества любителей солнечной энергии, продвигающими идею внедрения альтернативной энергетики всем встречным-поперечным.

В Беларусь вернулся окрыленный. Долго ходил вокруг своего дома, прикидывая, где установлю ветряк, а где размещу солнечные панели. Но потом от этой затеи отказался. Посчитал, что на инновационные штучки пришлось бы потратить немалые деньги. Окупились бы затраты ой как не скоро…

Реальность

Германия долгое время считала свою программу перехода к зеленой энергетике самой передовой по сравнению с другими промышленно развитыми странами Запада. Власти ожидали, что государство сможет полностью обеспечивать себя энергией из возобновляемых источников, поэтому решили постепенно отказаться и от угля, и от атомной энергетики. И чуть не попали в весьма неприятную ситуацию.

Пару лет назад в ФРГ зимой грянули рекордные морозы. Ветрогенераторы сковало, а солнечные батареи занесло снегом. Электроэнергии они вырабатывали… практически 0 киловатт. Да еще брали электричество из сети — на подогрев механизмов ветрогенераторов, чтобы техника окончательно не замерзла. В общем, будь ставка исключительно на возобновляемые источники энергии, это означало бы стопроцентное отсутствие света в домах.

Год назад правительство Германии триумфально заявило, что Еврокомиссия дала зеленый свет плану по субсидированию резервных станций. Предполагалось, что Берлин сможет заменить угольные и газовые станции на водородные, которые планировалось построить. Но опять-таки вмешался бюджетный кризис.

Изначально задумывалось, что новые станции станут всего лишь резервными — будут работать лишь в то время, когда ветрогенераторы и солнечные панели не дают энергии. При таком раскладе — не надо быть великим экономистом — понятно: сами по себе электростанции нового типа ничего, кроме убытков, не принесут.
Нужна поддержка государства — ориентировочно 7 миллиардов евро в год. Но денег этих нет. И непонятно, появятся ли вообще. Кроме того, неясны бизнес-модели новых электростанций, источники финансирования строительства. В общем, создание водородных станций — не более чем декларация, которая не будет реализована. 
Если не никогда, то в обозримом будущем точно. Тем более своего водорода, на котором не созданные пока электростанции работали бы, у Германии нет.

Что дальше?

А ничего для амбициозной Германии, считавшей, что другие страны будут копировать немецкую энергетическую программу, как только увидят, как здорово она работает, хорошего. Потому как Берлин сейчас вынужден делать ставку на угольные электростанции. Те самые, которые еще не так давно гнобили экоактивисты. Другого надежного источника энергии нет.

Ветряки и солнечные панели ненадежны. На их производство требуется огромное количество лития, алюминия, никеля, меди, кремния. Все это очень дорого стоит. Львиную долю редкоземельных металлов на мировой рынок поставляет Россия. Специалисты подсчитали: один ветрогенератор окупается через 18 лет. А ломается… через 10. Вот такая экономическая составляющая. Да еще непонятно, как утилизировать отработавшие свое лопасти ветряков. Каких-то технологий для этого пока не придумали.
К счастью, в Беларуси не надо думать, где брать электроэнергию. Есть своя АЭС, которая потребность страны обеспечит запросто. Значит, и свет в наших домах будет, и тепло.
minchenko@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter