Деньги на ветер

Быстрый рост экономики требует немалых энергозатрат — эту аксиому хорошо усвоили в Китае... Письма из Пекина

Быстрый рост экономики требует немалых энергозатрат — эту аксиому хорошо усвоили в Китае. Юг страны, который производит большую часть идущей на экспорт продукции, десятилетиями страдал от нехватки электроэнергии, заводы договаривались о посменной работе, в общественных местах вводили ограничения на градус охлаждения в кондиционерах, а то и вовсе их отключали. Не было бы счастья, да несчастье помогло: в кризис многие предприятия или разорились (а значит, прекратили потреблять электричество), или существенно уменьшили объемы выпускаемой продукции. Что опять же отразилось на количестве потребляемой энергии. Больше всего пострадали самые энергоемкие: сталелитейные комбинаты и предприятия большой химии. Но кризис — дело временное (хотя сколько именно времени займет, никто не знает), и энергия снова может стать дефицитом.


Одно из самых приоритетных направлений решения энергетических проблем Китая — освоение дешевой, экологически чистой и возобновляемой энергии: ветровой, солнечной, геотермальной и приливной. Развивают ее не повсеместно, а в зависимости от географических особенностей регионов: в Тибете, например, активно развивается солнечная энергетика, а в Синьцзяне или Внутренней Монголии — ветровая. В 2006 г. вступил в силу закон о возобновляемых источниках энергии, в котором обозначен комплекс мер, направленных на их развитие, включая режим целевой финансовой поддержки и налоговые льготы.


Заявленная программа–максимум: к 2020 г. довести удельный вес экологически чистых возобновляемых энергоносителей в общем объеме с сегодняшних 8% до 15%. «Для этого потребуются дополнительные инвестиции в сумме 14,7 млрд. долларов США», — заявил заместитель директора департамента новой энергетики главного управления по делам энергетики Китая Ши Лишань. Такие деньги в стране есть: после начала экономического кризиса инвестиции только в ветроэнергетику выросли более чем в полтора раза, а «новая энергетика» названа одной из самых перспективных отраслей на ближайшие годы.


Энергия ветра была первой, которую приручил человек, и первой, от которой он отказался в пользу углеводородов. Но сегодня, когда весь мир активно ищет альтернативу нефти, ветровая энергия снова востребованна. В Китае ее развитие начали с составления карты воздушных потоков: выяснилось, что большие парки выгодно строить в северном регионе, прибрежных провинциях и на островах, а средние и малые — точечно, в отдельных районах. Сегодня в 22 провинциях действует 239 ветровых станций, за последние четыре года мощность работающих удваивалась практически ежегодно. Изучать, как приручают ветер, я отправилась в провинцию Цзянсу, где возле города Наньтун одна из пяти крупнейших государственных энергетических компаний «Годянь» построила четыре ветропарка, затратив на это около 3,5 млрд. долларов. На проектную мощность парк возле Наньтуна выйдет в октябре этого года — будет обеспечивать электроэнергией 800 тыс. человек.


Ветром ученые называют крупномасштабные воздушные течения скоростью от 0,6 м/с. Но для получения энергии этого недостаточно, генераторы начинают вырабатывать энергию при скорости ветра не ниже 5 — 6 м/с (оптимальная скорость 14 — 17 м/с). Ветряки нужно устанавливать на высоких (до 80 м) башнях: у поверхности земли ветер крайне редко достигает необходимой скорости.


Сегодня в ветроэнергетике используют два основных вида лопастей: карусельные (с вертикальной осью вращения) и крыльчатые (с горизонтальной). В Китае, как и во всем мире, больше прижились карусельные, с двумя–тремя лопастями. Для максимальной эффективности установка должна быть развернута перпендикулярно ветру. В бытовых ветрогенераторах это достигается с помощью напоминающего флюгер хвостового стабилизатора, а в промышленных это делает электронная система.


Длина вращающихся лопастей — основной параметр, влияющий на мощность установки. В ветропарке компании «Годянь» применяют генераторы с длиной лопастей 38 м. Их (так же, как роторы и прочее оборудование) производит американская компания General Motors, но на заводе в Китае. Благодаря такой «локализации» происходит обмен технологиями. Сегодня более 70 предприятий в стране работают на ветроэнергетику, но стоимость оборудования остается принципиально более высокой, чем для получения традиционных видов энергии. Необходимы новые технологии и собственные научные разработки: чтобы снизить себестоимость ветростанций, их нужно не только производить, но и создавать в Китае. Только так можно существенно снизить затраты и сделать ветроэнергию не только экологически чистой, но и по–настоящему дешевой.


Главные достоинства ветровой энергии — возобновляемость, минимальный расход воды, «нулевая эмиссия»: при ее получении практически не происходит выброса вредных веществ в атмосферу. Но в каждой бочке меда, как водится, есть своя ложка дегтя, не обошлось без нее и в ветроэнергетике. Главный (кроме дороговизны) недостаток — непостоянство: ветер дует то сильнее, то слабее, то с порывами, а то и нет его вовсе. А это означает, что сегодня генератор энергию вырабатывает активно (например, в Испании 22 марта 2008 г. ветер был таким сильным, что местные ветроустановки обеспечили 40,6% всего энергопотребления страны за день), а завтра простаивает без дела. То есть если ветряк обслуживает какой–то конкретный объект, к нему нужно добавлять целый комплекс аппаратуры. Но есть способ лучше: подключить ветроустановки к единой энергетической системе. Именно по этому — самому перспективному — пути идут в Китае. Путь этот хоть и перспективный, но непростой: нужно вносить изменения в уже отработанные схемы, менять пути и способы передачи энергии. К тому же большинство имеющихся ветрогенераторов размещается в не самых развитых регионах страны, где и линии электропередачи послабее, и кадры не самые квалифицированные. Поэтому неизбежно возникает вопрос о безопасности действующих систем.


Другие недостатки — относительно низкая интенсивность и сильный шум — из разряда легче разрешаемых. Под ветропарки отдают пустующие земли или, как в провинции Цзянсу, где я была, отвоеванные у моря территории, во многих странах мира ветряками застраивают прибрежные шельфовые зоны, а то и вовсе выносят их в море (в Китае тоже такие станции есть). Чтобы никто не страдал от шума, жилье можно строить на расстоянии не ближе 300 м от установки.


По данным Всемирной ветроэнергетической ассоциации, суммарная мощность ветрогенераторов увеличивается во всем мире в среднем на треть в год. Например, в Дании ветер дает пятую часть всей потребляемой энергии страны. Ученые утверждают, что энергия ветров, дующих на планете, в 100 раз превышает энергию рек, так что будущее — за ними.


В прошлом году в Китае ветровые станции произвели 12 млн. кВт электроэнергии — достаточно, чтобы обеспечить электроэнергией 10 млн. городских семей. Это четвертый показатель в мире и первый в Азии. К 2020 г. китайские ветропарки будут производить энергии больше, чем атомные станции, это будет третий по мощности источник энергии после тепловой и гидравлической. Китайцы охотно бросают деньги на ветер — и не жалеют об этом.

 

Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter