Деньги на развитие

Внешний государственный долг: Куда идут заемные средства?

Куда Беларусь направляет заемные средства?

Нынешний год для бюджета Беларуси стал испытанием — мы переживаем пик выплат по своим внешним обязательствам. При этом, как стало известно, продолжаем брать новые кредиты. Не опасно ли это для национальной экономики?

По данным Минфина, внешний государственный долг по состоянию на 1 августа 2013 года составил $ 12,4 млрд. C начала года он прирос на $ 398,6 млн., на 3,3 % с учетом курсовых разниц. В нынешнем году были привлечены внешние государственные займы на $ 1,59 млрд. В том числе $ 880 млн. страна получила в виде траншей по кредиту АКФ ЕврАзЭС, $ 351,4 млн. — по государственному экспортному кредиту правительства Российской Федерации, предоставляемому для строительства АЭС в Островце, $ 276,1 млн. пришли к нам по кредитам банков КНР и $ 83,3 млн. — по кредитам Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

На этом займы-2013 не заканчиваются. Наша страна еще намерена получить один транш в $ 440 млн. из АКФ ЕврАзЭС, а также взять в долг деньги у Китая. Об этом недавно сообщила председатель Правления Нацбанка Надежда Ермакова. По ее словам, стороны прорабатывают вопрос о предоставлении республике полумиллиарда долларов и пяти миллиардов юаней кредитных средств на реализацию инвестиционных проектов. К сожалению, как и все китайские займы, этот кредит будет носить связный характер. То есть выдаваемый с дополнительной оговоркой, с условием, помимо своевременного возврата ссуды и выплаты процентов по ней. К примеру, Китай дает Беларуси деньги взаймы, а мы должны купить на них непременно китайское оборудование или транспорт, пригласить на сборку и установку этих агрегатов исключительно китайских специалистов. Некоторые специалисты называют китайские связные кредиты «кредитами с двойным дном». Хотя учитывая, что направляться они будут на модернизацию белорусской экономики, ничего плохого в них нет.

«Если кредиты на развитие экономики выданы и под разумный процент, то это всегда неплохо, особенно если нет никаких скрытых подтекстов в таком кредите, — рассказывает директор офиса официального партнера «Альпари» в Минске Александр Сабодин. — Вопрос только в том, насколько такой кредит необходим. Учитывая текущие выплаты по обязательствам между Беларусью и МВФ, а также другими кредиторами, в принципе, кредит вполне уместен, все заключается в условиях. Но если дело ограничивается только тем, что мы берем деньги, чтобы перезанять и отдать старым кредиторам, то это неправильно. Необходимо, чтобы еще некая часть этого кредита шла именно на развитие экономики, чтобы экономика в дальнейшем сама справлялась со своими обязательствами».

По словам главы Национального банка, китайские деньги не будут направлены «в золотовалютные резервы страны, поскольку инвестиционные проекты в будущем дадут валютную эффективность». Полученные таким образом валютные средства и будут впоследствии использованы для пополнения ЗВР. О сроках предоставления кредита станет известно после подписания соответствующего договора.

Что касается золотовалютных резервов, то нагрузка на них в последнее время приходится значительная. Практически каждый месяц Национальный банк, рассказывая об их размере, демонстрирует, что круглые суммы уходят на погашение наших внешних обязательств. Тем не менее величина золотого запаса при стабильном оттоке остается практически неизменной. Если по состоянию на 1 января в «кубышке» страны находилось примерно $ 8,1 млрд., то последние цифры находятся на отметке $ 7,8 млрд. Разница в $ 250—300 млн. в данном случае мало принципиальна. Дело в том, что в республике определен параметр для ЗВР в размере двухмесячного импорта при возникновении глобальных мировых проблем. Это позволит произвести закупку критического импорта, в первую очередь энергоносителей. По состоянию на 1 сентября импорт за два месяца составлял 7,7 миллиарда долларов, поэтому такой показатель и был сформирован. На 2013 год изначально был определен план формирования ЗВР в размере 2,3 месяца импорта, но в связи с ситуацией, складывающейся на валютном рынке, а также снижением экспорта уложиться в этот объем по итогам года вряд ли удастся. В то же время двухмесячный импорт является вполне достижимым уровнем, позволяющим обеспечить экономическую безопасность государства.

В следующем году обязательства Беларуси перед внешними кредиторами будут немного ниже нынешних, но все равно отдавать придется весьма значительные суммы. В Нацбанке уже отмечали, что сегодня проработан ряд вариантов внешних привлечений для пополнения ЗВР, однако ситуация складывается таким образом, что искать валюту на внешнем рынке становится дорогим удовольствием, не исключено, что внутренний рынок в этом смысле может оказаться более интересным. В нынешнем году Минфин уже привлек около $ 600 млн. исключительно за счет внутреннего ресурса — при продаже валютных облигаций.

«Еще один стратегически важный момент в данном вопросе — это поступление экспортной выручки. Учитывая, что наша экономика — это экономика открытого типа и мы просто не в состоянии потреблять все, что производим, задача номер один — эффективно и много продавать товары на экспорт. Это комплексный вопрос, начиная от грамотного построения производства и формирования себестоимости и заканчивая непосредственно самими эффективными продажами. Но надо понимать, что экспорт будет расти, только если он будет диверсифицирован и не будет зависеть от 1—2—3 источников», — пояснил Александр Сабодин.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter