Приглашение в Североатлантический альянс получили также Албания, Хорватия и Македония. В Вашингтоне полагают, что потенциальные неофиты «серьезно продвинулись на пути к демократии» и в целом готовы к началу процесса вступления в Атлантический блок. Верится с трудом. Например, Албания – беднейшее государство Европы, зона повальной нищеты населения, тотальной преступности и наркоторговли. Если там и возможна какая-то демократия, то только криминальная.
Отдельного упоминания достойна Грузия. Фактически несостоявшееся постсоветское государство не имеет устойчивой системы управления, а потому не в состоянии контролировать собственную территорию. Более того, после распада СССР в ее пределах сформировались и вели успешную войну с федеральным центром де-юре автономии, а по сути, вполне сложившиеся небольшие, но эффективно управляемые государственные образования – Республики Абхазия и Южная Осетия. Приглашая Грузию в Организацию Североатлантического договора, США игнорируют Положение о приеме в НАТО исключительно государств, не имеющих пограничных проблем с соседями.
В данном случае имеет место территориальный раскол. Грузия – разорванная страна, чем-то напоминающая в миниатюре Китай 20-х годов прошлого века, когда почти в каждой провинции заправлял генерал-милитарист, ни во что не ставивший центральную власть. Простые грузины, живущие на грани нищеты, жизненно привязаны к России и собственные перспективы видят только в прочных связях с ней, а последовательными атлантистами являются лишь высшие правители, существующие на деньги заинтересованных спонсоров из Америки. Впрочем, американцев интересуют не проблемы Грузии, а ее территория с остатками инфраструктуры Закавказского военного округа бывшего СССР. Очевидно, что ее США и намерены купить за 10 миллионов долларов одноразовой помощи, назначенной Тбилиси под вступление в НАТО. Любопытно, что нищей Албании, равно как и много более благополучным Хорватии с Македонией, обещано лишь по 3 миллиона.
Находящаяся в состоянии фактического двоевластия Украина категорически против вступления в НАТО. Исключение составляет лишь утративший значительную часть своих полномочий и влияния президент Виктор Ющенко и его ближайшее окружение. Стоит напомнить, что минувшим летом население Феодосии заблокировало проведение совместных с США военных учений в Восточном Крыму, а совсем недавно в Киеве публично освистали директора Агентства США по ПРО генерал-лейтенанта ВВС Генри Оберинга, посетившего Украину с целью убедить ее руководство присоединиться к противоракетным проектам США в Восточной Европе.
Стратегическая цель американ-ской политики на постсоветском пространстве заключается в том, чтобы более никогда не допустить возрождения России как сверхдержавы. В Вашингтоне прямо заявляют о том, что без Украины такое невозможно даже в теории, а потому давление на Киев усиливается. Цель Вашингтона на данном этапе – любыми путями втянуть Украину в орбиту собственного влияния, выдавить из Крыма Черноморский военно-морской флот России, получить в собственное пользование стратегические объекты Киевского военного округа бывшего СССР. Американцев особо интересуют несколько совместных российско-украинских станций слежения за космическим пространством, включенных в систему российской ПРО. Службу на них несут офицеры украинских вооруженных сил. Пентагон также заинтересован в использовании под флагом НАТО таких объектов, как аэродромы стратегической авиации, крупные полигоны, защищенные узлы связи и командные пункты. Понятно, что цена желаемых приобретений высока, а потому сумма «входного пособия» в Атлантический союз, обещанного Украине, засекречена. Вполне вероятно, что речь может идти о десятках, а возможно, и сотнях миллионов долларов.
Игра для Америки явно «стоит свеч», а потому активный торг продолжается. Приглашая в НАТО Грузию и Украину, США планомерно выстраивают «санитарный кордон» между Европой и Россией от Балтики до Кавказа. Вместе с тем НАТО, сколоченный Америкой под конкретного противника и бывший некогда компактным военно-политическим блоком одноуровневых европейских государств, под полным контролем США превращается в аморфный конгломерат разно-уровневых стран, включая мусульманские, от богатой Германии до нищей Албании, с непонятными целями и неопределенными перспективами. Управлять такой структурой будет очень затруднительно. Даже для Америки.