Деньги на болоте

170 тысяч долларов выделил Беларуси Глобальный экологический фонд на реализацию проекта "Национальная самооценка возможностей глобального управления окружающей средой".
170 тысяч долларов выделил Беларуси Глобальный экологический фонд на реализацию проекта "Национальная самооценка возможностей глобального управления окружающей средой". Исследования, проведенные за эти деньги, ответят на вопрос, сможет ли наша страна самостоятельно выполнить обязательства по трем конвенциям ООН - по биологическому разнообразию, изменению климата и по борьбе с опустыниванием (деградацией) земель. На втором этапе, после определения "болевых точек" в экологии, Беларусь, по словам первого заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Василия Подоляко, сможет рассчитывать уже на миллионы долларов от международного сообщества.

К трем глобальным конвенциям, направленным на эффективное управление окружающей средой, наша страна присоединилась в 90-е годы. С того времени в экологической сфере сделано немало: приняты новые природоохранные законы, регулирующие хозяйственную деятельность человека, полтора миллиона гектаров причислены к охраняемым природным территориям, на неурожайных землях посажен лес. Но, несмотря на то что ежегодно на охрану окружающей среды страна тратит до 1 процента ВВП, есть вопросы, которые государству не под силу решить в одиночку. Ведь одно дело - создать заказник и совсем другое - справиться с последствиями Чернобыля или восстановить болота, являющиеся уникальными природными комплексами для всей планеты. Не случайно проблема Полесья давно вышла за пределы Беларуси. Уникальный регион последние годы переживает катастрофические последствия широкомасштабной мелиорации. Некогда плодородные земли, дававшие рекордные урожаи, превращаются в пустыни. По данным Минприроды, уже полностью деградировало около 223 тысяч гектаров торфяников - почти 7 процентов мелиорированных земель. Песчаные дюны - не редкость на Гомельщине, Брестчине, Минщине. А это не только потери сельского хозяйства. Страдает животный и растительный мир. Вблизи выработанных торфяников погибают ельники, покидают насиженные места редкие звери и птицы. Кроме того, специалисты пришли к выводу, что осушение болот повлияло на климат, который не только потеплел с начала века на целый градус, но и стал более экстремальным - с резкими сменами температур и природными катаклизмами в виде засух и ливней. Вся Европа чувствует на себе эти изменения.

- К примеру, нам не первый год оказывает поддержку Британское королевское общество птиц, Германский фонд Михаэла Отто, - рассказывает Василий Подоляко. - Ведь в Беларуси до сих пор почти нетронутыми остаются около 1 миллиона гектаров болот. Такого богатства нет ни в одной европейской стране. Болота поглощают углекислоту в 6 - 9 раз активнее, чем лес, являясь на самом деле "легкими" Европы. Поэтому ученые-экологи разработали методы восстановления осушенных болот. Сейчас повторно заболочено более десятка выработанных торфяников. Однако для возрождения всех природных комплексов нужна помощь со стороны.

На реализацию первого этапа проекта ПРООН-ГЭФ отведено полтора года. Однако специалисты природоохранных служб и ученые намерены уложиться к концу декабря, чтобы данные исследований вошли в разрабатываемую ныне, вторую по счету, Национальную стратегию устойчивого развития Беларуси.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter