Деньги любят тишину

На малый бизнес Гродненщины в 2013-м потратят Br 12 млрд

На поддержку малого предпринимательства Гродненщины в этом году планируется потратить 12 миллиардов рублей из областного и республиканского бюджетов

Теоретически заниматься бизнесом может каждый. Другое дело, что не каждый хочет и может взять ответственность за свое финансовое состояние, да еще и перед государством отчитаться за реализацию собственных бизнес-идей. Часто начинающие бизнесмены не знают элементарных «правил игры», и как результат — восемь из десяти выбывают на стадии становления. Хорошо, когда в нужный момент найдется кто-то более опытный, способный дать дельный совет, а в крайней необходимости помочь финансами.

Не сразу все устроилось

Гродненское областное учреждение финансовой поддержки предпринимателей начало свою деятельность в 2011 году. По словам его директора Александра Пономарева, это единственный в своем роде государственный «инкубатор» для начинающих предприимчивых людей в республике. Когда-то подобные структуры под разными названиями были в каждой области, но по каким-то причинам прекратили работу. Сейчас деньги на развитие малых форм бизнеса из республиканского бюджета выделяются, кроме Гродненщины, и в другие регионы, но распоряжаются ими банки, а там советовать не привыкли.

— В 2011 году в нашей «кубышке» было 20 миллиардов рублей (на то время 5 миллионов евро), но большая часть денег оказалась невостребованной, потому что бизнесменам было практически невозможно просчитать результат своей работы в связи с кризисом, — рассказал Александр Пономарев. — Поэтому в 2012 году нам выделили миллиард рублей. Несмотря на довольно скромную денежную сумму, сделано за прошлый год немало: есть чем гордиться и к чему стремиться. В 2013-м в нашем распоряжении — четыре миллиарда рублей из областного бюджета и восемь — из республиканского. Основная задача государства — помочь, рассказать, научить человека правильному ведению бизнеса и уберечь от ошибок. А учиться, как известно, никогда не поздно.

В прошлом году в госучреждение поддержки предпринимателей обратились 564 человека, за три месяца этого года — уже 148. Всем здесь оказана бесплатная информационная и консультативная помощь по различным вопросам. Ежемесячно проводятся семинары, на которых предпринимателям рассказывают о том, как получить доступ к финансовым ресурсам, если это необходимо. В январе и марте прошли выездные семинары-практикумы на базе Лидского и Слонимского райисполкомов, на которых представители Белорусского фонда финансовой поддержки предпринимателей (г. Минск), нашего учреждения и службы занятости проинформировали бизнесменов об условиях предоставления займов, льготных кредитов и ссуд. В работе семинаров приняли участие четыре банковские структуры, предложившие предпринимателям свои продукты, наиболее оптимально подходящие для открытия и расширения предпринимательской деятельности.

Любую интересующую информацию начинающий бизнесмен может найти на сайте Гродненского областного учреждения финансовой поддержки предпринимателей: http://fincentr.by, организована работа «горячей линии». Активно развивается система дистанционного онлайн-консультирования с районами Гродненщины.

Инвест-уикенды

В 2012 году специалисты учреждения организовали в Гродно І Инвест-уикенд, в котором приняли участие более 150 человек. Студенты, молодые предприниматели и опытные бизнесмены представили на суд собственные бизнес-идеи. Некоторые из них были замечены и сейчас активно воплощаются в жизнь. Совсем скоро, 27 апреля, пройдет третье аналогичное мероприятие для тех, кто избрал бизнес образом жизни.

Как рассказал Александр Пономарев, часто человек загорается какой-то идеей, а когда вместе со специалистами разложит ее «по полочкам», просчитает все плюсы и минусы, то энтузиазм пропадает. Таких от 30 до 40 %. Иногда предприниматели отказываются от получения льготного кредита на развитие на этапе оформления документов. Наверное, начинают понимать, что берешь чужое, а отдавать придется свое.

— Недавно приходили две учительницы. Их задумка проста — построить за городом баню и сдавать в аренду на часы и сутки, — продолжает Александр Пономарев. — Вроде бы, что может быть проще? Но, поговорив с женщинами, понимаешь, что максимум, на что они способны — давать платные уроки. Деньги не любят непродуманных решений, они любят тишину и счет.

Сейчас приоритет отдается идеям, направленным на модернизацию производства, внедрение новых технологий, развитие агроэкотуризма. Кстати, в этом году установлены контакты с координатором международного проекта «Местное предпринимательство и экономическое развитие». Проект предусматривает выдачу малых грантов (два гранта по 50 тысяч евро и 30 грантов по 15 тысяч) для субъектов малого бизнеса, занятых в сфере экотуризма.

В первом квартале уже профинансированы два субъекта предпринимательства — ООО «Полиграунд» (приобретение оборудования для расширения производства спортивных товаров) и СООО «АминаИнтернейшнл» (приобретение оборудования для производств одноразовой посуды). Еще два инвестиционных проекта ждут одобрения облисполкома.

Европейский вектор

Помимо господдержки, проводится работа по поиску альтернативных источников финансирования субъектов малого предпринимательства. В результате налажено сотрудничество с Европейским банком реконструкции и развития с возможным привлечением профессиональных консультантов, обеспечением софинансирования консалтинговых проектов до 60 %, предоставлением грантов до 10 тысяч евро. В последнем случае начинающим нужно всего лишь представить бизнес-план и документально подтвердить уже понесенные расходы. Все просто: ты вкладываешь, а «европейцы» возвращают потраченное.

Северная экологическая финансовая корпорация «NEFCO» профинансирует проекты до 350 тысяч евро (сроком на 5 лет под 6 % годовых). Помимо этого, налажено взаимодействие с ОО «Сообщество бизнес-ангелов и венчурных инвесторов «Бавин» (г. Минск), инвестиционной компанией из Москвы, ассоциацией «Белфранчайзинг» по созданию и развитию франчайзинговых предприятий и сетей в Беларуси. Кстати, по мнению большинства предпринимателей, это наиболее беспроигрышный вариант бизнеса. К примеру, зарубежная компания предоставляет бренд (оформление помещения, определенная выкладка товара и другое. — Прим. «Р»), за соискателями лишь хорошие организаторские способности и желание зарабатывать.

В этом году продолжается налаживание деловых связей с Польшей, в мае планируется визит в Украину по вопросам трансграничного сотрудничества в рамках нового цикла Программы «Польша—Беларусь—Украина» на 2014—2020 годы.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter