Деньги любят тишину

Недавно стало известно, что влиятельный деловой журнал "The Banker" удостоил награды "Банк года" белорусский Приорбанк.
Недавно стало известно, что влиятельный деловой журнал "The Banker" удостоил награды "Банк года" белорусский Приорбанк. Таким образом отмечено его лидерство на внутреннем рынке страны в области инновационных технологий. Этот приятный повод мы решили использовать для встречи с председателем правления "Приорбанк" ОАО Сергеем КОСТЮЧЕНКО. Тем более что за последнее время банк прочно закрепился в сфере особого внимания деловой общественности. Причиной тому его весьма интересные и важные реализуемые и перспективные проекты.

- Сергей Александрович, какое значение вы придаете событию?

- Журнал "The Banker" входит в группу изданий "Файнэншл таймс" и ежегодно определяет лучшие банки в странах по различным номинациям. Этакий банковский "Оскар". Беларусь в число рассматриваемых стран включена впервые. Я, естественно, не сомневаюсь, что в нашей стране Приорбанк - лучший, пусть это прозвучит и не совсем скромно. Но все же наиболее важен сам факт появления именно белорусского банка в списке номинантов. Ведь достаточно долгое время Беларусь в подобных "конкурсах" или рейтингах не упоминалась вообще. И то, что нас стали не просто замечать, но и позитивно оценивать, открывает новые возможности для отечественного банковского сектора в работе на международных рынках капитала. Мы были бы рады, если бы в каждой сфере белорусской экономики - не только в банковской - происходили подобные события.

- Известно, что Приорбанк в этом деле не новичок. После того как основным акционером стал австрийский "Райффазен", вы несколько раз объявляли общественности о привлечении крупных западных ресурсов для кредитования экономики...

- Действительно, альянс с крупной и авторитетной банковской группой открыл новые возможности для сотрудничества как с международными финансовыми организациями, так и с солидными иностранными банками. Только за три летних месяца мы добились решений об открытии кредитных линий для финансирования проектов в Беларуси на общую сумму порядка 60 миллионов долларов. На днях подписано еще одно соглашение о предоставлении нам синдицированного кредита на 36 миллионов долларов, сформированного несколькими европейскими банками. Для нашей страны это уникальный случай. Мы, конечно, заимствовали средства за пределами страны и раньше, но, как правило, речь шла об относительно небольших суммах и на непродолжительное время, привлекаемых на финансирование внешнеторговых операций. Нынешний заем предусматривает две транши, он не связан какими-либо конкретными сделками. Мы сами будем решать, как его использовать. В первую очередь он предназначен для средне- и долгосрочного финансирования проектов предприятий негосударственного сектора экономики. Мы будем работать с ним максимум в течение трех лет.

- Надо полагать, что активный поиск новых ресурсов обусловлен задачами важных инвестиционных проектов, в реализации которых Приорбанк принимает непосредственное участие. Вряд ли ошибусь, если предположу, что самый заметный из них - пивной. Недавно было объявлено о завершении первой очереди реконструкции производства ОАО "Крынiца", а вслед за этим стало известно об освобождении от должности генерального директора предприятия Владимира Бодрова. Что послужило поводом для такого решения?

- Чтобы выполнить поставленную Президентом страны задачу, необходимо было принять ряд жестких и непопулярных мер. Ситуация весьма сложная. Если бы в свое время решение взять в доверительное управление госпакет акций "Крынiцы" зависело только от банка, то мы вряд ли бы на это пошли. Сейчас тем более, поскольку, взглянув на отрасль изнутри, увидели много такого, чего не могли предположить. Такое впечатление, что предприятие остановилось в развитии лет двадцать назад. К сожалению, приходится говорить и о дефиците реальной ответственности руководителей.

Лично к Владимиру Захаровичу Бодрову у банка нет претензий. Он очень симпатичный человек, многим помог, и, надеюсь, у нас сохранились нормальные отношения. Уверен, что в свое время он был и хорошим руководителем. Но в последний период он лишь номинально возглавлял предприятие. Утрата контроля над ситуацией привела к тому, что, например, проект реконструкции по затратам на 30 процентов превышает первоначальный план. Наши специалисты до сих пор разбираются в том, как это могло случиться.

- Но все же "Крынiца" не "лежит". Работает. И ее продукция в магазинах тому свидетельство.

- Да, это так. Но с негативными тенденциями надо что-то делать. Зарабатывая значительную прибыль, там недостаточно занимались развитием предприятия, не заглядывали вперед. В это время строились рестораны, финансировались различные непрофильные объекты социальной сферы, убыточные для предприятия. Не урегулирован конфликт с "Балтикой". И это только усугубляет ситуацию.

- На слуху именно "Крынiца". Между тем в проект с участием Приорбанка включено несколько пивзаводов. Как обстоят дела с ними?

- В Бресте до сих пор готовится бизнес-план. Но на самом предприятии нет ясного представления, что нужно делать и как. В руководстве витает мнение: Приорбанку поручили, пускай они думают, что делать.

Завод в Полоцке в хорошем состоянии. Но это предприятие небольшое, и его доходы не позволяют обслуживать значительные кредиты. Такое положение не отвечает уровню коренной модернизации производства. Что касается ОАО "Белсолод", то его акции в управление мы еще не приняли и с учетом обретенного опыта вряд ли сможем это сделать.

- Увидев отрасль изнутри, вы можете определить ее главные, как принято говорить, болевые точки? И вообще, насколько действен и оправдан альянс банка с производителем по той схеме, которая связывает вас с пивоварами?

- Правда в том, что руководители предприятий, получившие в управление государственную собственность, вольны использовать ее по своему усмотрению, в сущности, как полноправные хозяева. При этом ответственность за их действия весьма размыта, поскольку она основывается на выполнении доводимых валовых и социальных параметров, не отражающих реальной картины. Во всем мире эффективность работы любого предприятия оценивают по таким параметрам, как прибыль, капитализация, объем продаж, рыночная доля. У нас они не имеют главенствующего значения, а потому менеджмент приспособился соответствовать тем требованиям, которые к нему предъявляются. Именно в отсутствии современных управленческих технологий, системы мотивации очень большая проблема. Причем не только в пивной отрасли.

Что касается схемы сотрудничества, то я убедился, что она себя не оправдывает. Каждый должен заниматься своим делом. А я начинаю и заканчиваю день пивом, хоть сам его не пью. Ряд сотрудников банка ходит на "Крынiцу", как на работу. Уже даже слух циркулирует, будто мы затеяли обанкротить предприятие, а затем его приватизировать. Я хочу одного: чтобы многомиллионные кредиты возвращались. Поэтому банк и вынужден сегодня вмешиваться в производственный процесс. Мы знаем, что такое рынок, знаем, что такое быть конкурентным, и знаем, что такое современный менеджмент. Поэтому задачу поднять "Крынiцу" на качественно новый уровень без иностранных инвестиций, безусловно, выполним. Ведь получилось так, что сегодня за это отвечает именно Приорбанк. Но из обретенного опыта необходимо делать основательные и глубокие выводы.

- Что ж, оставим производственные вопросы. А как выглядит финансовая сторона проекта? Сколько денег освоено и сколько еще нужно? Хватит ли у вашего банка возможностей профинансировать в полном объеме возросшие затраты?

- Да, запрашиваемая сумма существенно превышает первоначальный план. С одной стороны, у нас необходимые для этого ресурсы есть, с другой - мы не можем превысить норматив максимального кредита одному заемщику. Ведь все дело в том, что ресурсы на западном рынке мы получаем по международным стандартам. Как вы понимаете, выдавать их здесь мы тоже обязаны по тем же правилам. В противном случае ручеек иссякнет очень быстро. Поэтому сегодня мы ищем иные возможности финансирования, пытаемся привлечь к этому другие белорусские банки.

- Давайте вернемся к теме наращивания капитала в целом. Этот вопрос, как я понимаю, стоит постоянно. Предполагается ли привлечение новых инвесторов в число акционеров Приорбанка?

- Практически завершилось обсуждение вопроса о приобретении некоторой доли наших акций немецким правительственным фондом развития. Сейчас мы ждем разрешения на эту сделку. Она откроет возможность финансирования проектов немецкого бизнеса на территории страны за счет государственных ресурсов Германии. Прямое следствие этого - формирование более благоприятных условий для притока в страну инвестиций из ФРГ. Но я бы хотел обратить внимание на то, что договориться о предоставлении ресурсов - это лишь полдела. Главное - их правильно использовать.

Я не случайно упомянул о нормативе кредитования одного заемщика. Теоретически Нацбанк может разрешить его превысить. Но мы-то имеем дело с иностранным капиталом, и наши кредиторы гораздо прагматичнее. Любое действие, не соответствующее их представлениям о безопасности ведения банковского дела, мгновенно перекроет ресурсную поддержку. То есть разрушит всю нашу работу последних десяти лет. Именно столько мы прорубали путь на западный рынок капитала. И если там нас знают как структуру рыночную, то здесь нередко приходится сталкиваться с банальным немотивированным "дай". Однако если поступить так сегодня, то завтра давать будет нечего. И эта потеря будет уже не только финансового свойства. Мы рассматриваем работу с западными финансистами как альтернативу инвестициям с Востока. Диверсификация поступления ресурсов - это одна из основных составляющих экономической безопасности любого государства. К чему ведет зависимость от одного источника, всем нам хорошо известно.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter