Деньги любят к себе уважение

Вчера Президент заслушал отчет о выполнении поручений по оптимизации системы санаторно–курортного лечения и оздоровления населения
Вчера Президент заслушал отчет о выполнении поручений по оптимизации системы санаторно–курортного лечения и оздоровления населения

Эта тема рассматривается на высшем уровне не впервые. На совещании в ноябре прошлого года Президент потребовал вдвое сократить затраты на финансирование отрасли. Слишком уж обременительны для казны столь неоправданные расходы. В итоге бюджетные ассигнования нынешнего года ограничены 175 млрд. рублей. Сумма тоже немалая, но в Правительстве посчитали, что к ней необходимо добавить еще по меньшей мере миллиардов 70...

Боюсь накликать на себя гнев, но все же осмелюсь утверждать, что смысл поговорки — кто как работает, тот так и ест — вполне справедлив и по отношению к отдыху. Трудился человек год, поднакопил денег, получил отпускные, положенную матпомощь — и вперед: хочешь к лазурным приморским берегам, хочешь в деревню или на дачу. Как вариант можно рассмотреть и возможность отдыха в одном из местных санаториев. Однако опять же лучше рассчитывать на собственные силы и материальные возможности, не надеясь, что кто–то подарит заветную путевочку. Правда, такой способ снять напряжение трудовых будней нынче понятен не всем. Потому что еще весьма сильна инерция привычки пользоваться льготами, которые до недавнего времени щедро раздавало государство, уменьшая тем самым цену пребывания в санаториях и домах отдыха.

Очевидно, что на первом этапе реализация требования наведения порядка в санаторно–курортной сфере может показаться непопулярной. Факты, изложенные на вчерашнем совещании, говорят именно об этом.

Но, на мой взгляд, причина неудач не в самой сути стремления к сокращению государственных затрат на содержание инфраструктуры оздоровления и отдыха, а в практических подходах к решению этой задачи. По информации председателя Комитета государственного контроля Анатолия Тозика, ни одно из проверенных за последнее время санаторно–курортных учреждений не имеет внятного плана выхода на самоокупаемость. В стране 173 такие структуры, и из них чуть больше полусотни, не дождавшись отдыхающих, приостановили свою работу. Остальные загружены едва–едва. Вывод госконтроля лаконичный и исчерпывающий: развращенные госзаказом, дававшим до 90 процентов объема выручки, санатории оказались просто не способны работать на себя самостоятельно. Проще говоря, сложили руки, вместо того чтобы бороться за клиента.

Здесь необходимо сделать одно существенное пояснение. Сокращение госрасходов на организацию отдыха граждан отнюдь не означает повальной отмены всех льгот. Требование Президента однозначно: действительно нуждающихся в помощи государство оставить без внимания права не имеет. Это ветераны, инвалиды, дети, просто больные люди, которым по медицинским показаниям необходимы определенные виды оздоровления. Никто не запрещает и предприятиям компенсировать затраты на отдых своим сотрудникам. Речь — исключительно об экономии бюджетных средств, которые, по словам Александра Лукашенко, должны в первую очередь идти на развитие системы здравоохранения и реализацию государственной политики поддержки материнства и детства. А финансировать так называемых «профессиональных» отдыхающих (не секрет, что есть и такая категория вполне здоровых и платежеспособных людей, пользующихся льготами из года в год) вместо переоснащения больниц и роддомов, наверное, не совсем правильно.

И еще одна сторона вопроса. Стремление заставить санатории работать по–рыночному неизбежно приведет и к снижению стоимости их услуг, что в конечном итоге на руку любому потенциальному клиенту. Имея постоянную бюджетную подпитку, хозяева пансионатов просто не задумывались о таких вещах, как сокращение затрат, реклама, освоение современных методик ведения дела и управления. А зачем, если казна и так все оплатит, а поток клиентов по этой же причине неиссякаем? Но выход к прямой конкуренции между собой обязывает и думать, и действовать иначе. На совещании прозвучала такая мысль. Дескать, в не сезон путевки в санатории по 300 — 400 тысяч не расходятся, а в летние месяцы идут на ура. Но почему бы зимой не продавать места в пансионатах по 150 — 200 тысяч? Бьюсь об заклад, владельцу отеля где–нибудь в тунисском Хамаммете не придет в голову просить государство компенсировать ему потери в межсезонье. Он просто снизит стоимость услуг с тем, чтобы в пик работы не «отбивать» максимальные убытки от полной остановки в прошлые месяцы, а покрыть оптимальные вынужденные потери и заработать приличную прибыль.

Словом, действовать необходимо решительно, но грамотно. Президент категорически отверг предложение Правительства увеличить бюджетные расходы на оздоровление. Необходимо прежде всего оптимизировать работу отрасли. Ни в коем случае «не выбрасывать на улицу» занятых в ней людей. Александр Лукашенко согласился с тем, что стоит проработать вопросы более активного участия предприятий в организации оздоровления своих сотрудников и реализации путевок в белорусские санатории через действующие в стране турфирмы. А общая оценка действий Правительства по реализации президентских поручений будет дана по итогам года. То есть когда можно будет объективно сопоставить ситуацию и в сезон, и в межсезонье. Однако это не значит, что на год вопрос снимается с контроля. Президент потребовал, чтобы уже с 1 апреля все санатории, профилактории, курортные учреждения работали нормально, с рентабельностью хотя бы в 0,5 — 1 процент. Отнюдь не непосильная задача. Но ее выполнение, очевидно, станет первым шагом к работе отрасли в качественно новом формате.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter