Рост задолженностей АПК обгоняет рост его доходов

Деньги – крестьянам, риски – банкам

ДАВНО заботит проблема: субсидий, которые идут напрямую в руки аграриям, не так уж много. Внушительная часть господдержки направляется на погашение процента от банковского кредита. Реальность такова: рост задолженностей АПК обгоняет рост его доходов, и подавляющее большинство сельхозпредприятий  оказываются «в долговой мышеловке». Закредитованность сельскохозяйственных организаций — 115 триллионов рублей, из них просроченных — 23 триллиона.  Эти сотни триллионов — обязательства хозяйств, которые они накопили за последние десять лет, модернизируя и строя новые фермы и комплексы. Только в этом году, как ожидается, четверть выручки необходимо будет отдать, чтобы рассчитаться по ранее полученным кредитам.

Но не получается ли так, что мы поддерживаем не аграриев, а банки? Вот посмотрите. На поддержку агропромышленного комплекса в этом году из государственного бюджета будет выделено 8,9 триллиона рублей. Из них  6,4 триллиона, или почти 80 процентов, пойдут на компенсацию банковских процентных ставок по кредитам. Сколько рублей реально достанется механизатору или доярке?

Конечно, роль банков в развитии отрасли сложно переоценить. Аграрные предприятия нуждаются в кредитном сопровождении всего технологического процесса — от закупок семян до сбора урожая. Понятно и то, что банки не собесы или благотворительные организации. Как говорится, у каждого своя работа и забота. Но согласитесь, не имея значительных рисков, банк всегда получает прибыль. Например, в 2014 году банки и ОАО «Банк развития Республики Беларусь» отсрочили хозяйствам исполнение обязательств по основному долгу на срок, не превышающий пяти лет. Речь шла о долгосрочных инвестиционных кредитах на покупку сельхозтехники, оборудования, строительство, реконструкцию, модернизацию. Позже эти потери  компенсировались из республиканского и местного бюджетов. 

А может быть, напрасно стонут наши сельчане, пеняя на банки и прикрывая тем самым свое неумение вырулить на экономически эффективную работу?  Давайте глянем, как с этим делом в развитых странах? Там, оказывается,  банковские кредиты покрывают больше трети потребностей сельхозпредприятий в инвестиционных ресурсах, но процентные ставки куда как  вразумительнее. В США, например, проводится активная политика регулирования процентных ставок, и учетная ставка Федерального резервного банка не превышает 7 процентов, Ассоциации производственного кредита — 9—10, банков, финансирующих кооперативы, — 9—10 процентов.

В странах Центральной и Восточной Европы, так же как и у нас,  государство гарантирует кредиты, предоставляемые банками аграрному сектору. Для этого создаются специальные фонды, где резервируются средства, равные определенной доле сельскохозяйственных займов. При невозврате кредита государство оплачивает часть долга производителя банку, то есть делит риск с бизнесом по кредитованию сельского хозяйства. В Чехии фондом поддержки и гарантий для сельского и лесного хозяйства гарантии коммерческим банкам, кредитующим сельское хозяйство, доходят до 50 процентов по краткосрочным кредитам и до 80 — по долгосрочным. В Польше  гарантируется до 80 процентов кредитов сельхозпроизводителей и до 70 — перерабатывающих предприятий. 

А вот что касается нашего восточного соседа и партнера — Российской Федерации, то в прошлом году эффективная, как они называют, ставка по коротким кредитам для АПК не превысила 7, по длинным — 11 процентов. В этом году министр сельского хозяйства России Александр Ткачев озвучил новые механизмы кредитования АПК, которые упростят получение  денег. Аграрии будут получать кредиты под 5 процентов годовых, а банки, кредитующие АПК, — компенсацию выпадающих доходов. То есть предлагается перейти от субсидирования сельхозпроизводителей к субсидированию банков. Это серьезно повысит финансовую устойчивость проектов и позволит выдавать больше кредитных денег по сниженной процентной ставке, считают в Минсельхозе.

Как видим, в разных странах схемы и механизмы похожие, а вот процентные ставки по кредитам — гораздо ниже, чем предлагают нашим аграриям. И это они, при драконовских  этих ставках, обязаны к 2020 году значительно увеличить объем сельхозпроизводства. И самое для меня, прагматика и в чудеса давно не верящую, удивительное то, что, вопреки всему этому хроническому безденежью села, поставленная задача может  быть выполнена.

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter