Деньги из пыли

Можно ли делать деньги из пыли?! Запросто.
Можно ли делать деньги из пыли?! Запросто. Если удачно пустить ее в глаза окружающим, создавая вокруг себя ореол финансиста.

В роль "банкирши" минчанка Ольга Соловей вошла мастерски. Своим знакомым представлялась внештатной сотрудницей одного из филиалов Приорбанка и предлагала "эксклюзивные" услуги по выгодному вложению денег, сулила высокие проценты... За полгода она умудрилась собрать больше 150 тысяч долларов. Когда же пришло время рассчитываться, ореол коммерсантки Ольги Соловей неожиданно померк, красноречие пропало и перед изумленными "вкладчиками" предстала самая заурядная мошенница... Сейчас она, кстати, уже отбывает тюремный срок. А вот некий Александр Савицкий повел себя умнее. И живет себе спокойно до сих пор. Правда, иногда беспокоят из прокуратуры - по требованию потерпевших против него периодически возобновляют уголовное преследование. Но Александру не привыкать. Уже несколько раз его дело благополучно закрывали: не усматривали следственные органы в его поступках признаков преступления...

Механизм обмана

Счастье на молодую женщину Ольгу Соловей свалилось нежданно-негаданно. Приоделась, прихорошилась, обзавелась мобильным телефоном, стала разъезжать на "Мерседесе"... Родственники только удивлялись роскошеству недавней нянечки. Не без гордости Оленька объясняла, что, мол, устроилась на тепленькое место внештатного сотрудника одного из филиалов частного банка. Работа непыльная, но открывает широкие перспективы для благополучия. Например, только для своих в банке существуют специальные валютные счета, по вкладам на которые выплачивают высокие проценты. Как бы невзначай Соловей предлагала знакомым воспользоваться случаем и с ее помощью выгодно прокрутить свои капиталы.

Первой поверила в "банкиршу" ее тетя: дала племяннице несколько сотен долларов и спустя месяц получила чуть ли не в полтора раза больше. Пожилая женщина не могла нахвалиться перед соседями и приятельницами Оленькой. Слава о "финансовом гении" Соловей распространялась быстро. Клиенты потекли рекой. Сначала осторожничали, доверяли сравнительно небольшие суммы - 300 - 500 долларов. Первое время "внештатная сотрудница" исправно платила проценты. Жажда легкой наживы убивала в людях последнюю осторожность, и они пускали в оборот всю свою наличность: кто на машину копил, кто на квартиру... Даже несколько бизнесменов впутались в сию финансовую аферу. Иные по 15 - 20 тысяч долларов отдали мошеннице.

Тут-то якобы и возникли у банка финансовые сложности. Ольга плакала, клялась в своей невиновности, говорила, что сама прогорела на "форс-мажоре", но обещала все деньги вернуть. Мол, существует в банке еще один "эксклюзив": специальный завышенный курс обмена валюты для своих сотрудников. В его разнице по сравнению с обычными "обменниками" и заключается выгода. Продаешь доллары в одном месте, покупаешь в другом - столь нехитрую операцию можно по нескольку раз за день совершать. Но необходим оборотный капитал. Словом, Ольга попросила "вкладчиков" снова ссудить ее деньгами. И за месяц-другой она вернет все долги.

Соловей поверили. Но возникли новые обстоятельства: Ольгу стали преследовать бандиты. В частности, отобрали у нее несколько тысяч долларов. "Обманутые вкладчики" организовали мошеннице охрану - ее везде сопровождали несколько молодых парней. И эти меры не помогли. В очередной раз женщину "похитили" прямо в здании филиала банка, через черный ход, вывезли в лес, угрожали насилием... Так пропали еще 50 тысяч долларов.

Выдумка в последней истории была очевидна. Как могли проникнуть грозные вооруженные рэкетиры в охраняемый банковский филиал в центре столицы?! Терпение некоторых кредиторов лопнуло, и они обратились в милицию. Таких добровольцев оказалось немного. Пожалуй, большую часть потерпевших нашли милиционеры во время следствия. Парадоксально, но некоторые из них наотрез отказывались официально предъявлять Соловей претензии. Особенно люди "от коммерции". Во-первых, не хотели признавать, что обладают столь крупными суммами в валюте. А во-вторых, сами побаивались закона: выдача ссуд под процент - читай, банковская деятельность. Если заниматься ею без соответствующих регистрации и лицензии, то можно солидный штраф схлопотать, а то и на уголовную статью нарваться. Ответственность прямо пропорциональна размерам доходов от незаконного ростовщичества. Фактически это и спасло потерпевших - потеряли-то они значительно больше, чем приобрели. Прибылью ведь и не пахло...

Должник, а не мошенник

Тем не менее собранных улик оказалось достаточно для возбуждения против Ольги Соловей уголовного дела, а затем и предъявления обвинения сразу по нескольким уголовным статьям, в частности "Мошенничество". Ведь никакой внештатной сотрудницей банка она никогда не была. Остался только открытым вопрос: откуда столько сообразительности у простой женщины с десятью классами образования, что она смогла организовать и провернуть столь крупную финансовую аферу? Как появился у нее начальный капитал: нужно же было более чем небогатой экс-нянечке приобрести мобильный, модную одежду, остальной антураж состоятельного человека. Чувствовалась опытная рука, руководившая Ольгой. Тем более что денег во время обыска у нее в квартире не нашли. Соловей и сама на первых допросах указывала на некоторых сообщников, но потом за дело взялись адвокаты, и женщина полностью взяла вину на себя. Расчет был верный. Суд учел смягчающие обстоятельства (Ольга - мать двоих малолетних детей) и приговорил ее всего к 3,5 года лишения свободы. Не очень много, учитывая, что максимальное наказание могло потянуть на все 10 лет с конфискацией имущества.

Самое интересное, что в одно и то же время в столице по крайней мере 2 человека собирали деньги с доверчивого населения под прикрытием одного и того же филиала. Александр Савицкий тогда действительно работал в банке. Своим знакомым предлагал приблизительно те же самые сделки, что и Ольга: одалживал деньги, чтобы положить под большой процент, а когда у банка "возникли финансовые сложности", якобы занимался игрой на разнице курсов валют. Он также собрал со знакомых и друзей приличную сумму, щедрой рукой раздавая расписки, в которых указывал размеры долга. А потом всенародно признал себя банкротом.

Кинулись было потерпевшие в милицию, но через несколько месяцев следственных разбирательств оказалось, что перед Уголовным кодексом Александр чист. Нет, Савицкий ничего не отрицал: брал деньги, хотел их провернуть, но не получилось, поэтому и не смог отдать. Хотя и очень хотел. А ведь человека можно обвинить в мошенничестве, только доказав его "преднамеренный злой умысел". Вот и получилось, что Савицкий оказался обычным несостоятельным должником. А с таковых спрос - через гражданский суд. Даже если потерпевшие смогут в нем отстоять свою правоту, то сбережения вернут навряд ли. Обычно подобные "банкроты" оказываются чуть ли не нищими: ни машины, ни квартиры, ни счета в банке... Из личного имущества - только одежда. И не страшны им ни грозные предписания суда, ни визиты судебных исполнителей для описи имущества.

Правда, кредиторы Савицкого продолжают штурмовать прокуратуру. Уголовное дело против Александра то возбуждалось, то приостанавливалось, то прекращалось. И скорого конца этой юридической борьбе, судя по всему, не предвидится.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter